...

Институт развития ребенка

От науки к практике: Учёные Института развития ребенка исследуют влияние двигательной активности на развитие детей

От науки к практике: Учёные Института развития ребенка исследуют влияние двигательной активности на развитие детейЛаборатория физиологии развития и физической культуры обучающихся Института развития ребенка проводит экспериментальное исследование по проекту «Исследование возрастной динамики развития систем организма детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом двигательной активности». Проект реализуется в соответствии с Государственным заданием Министерства просвещения Российской Федерации.

Исследование направлено на выявление оптимального раннего возраста детей для систематических занятий спортом. Проект реализуется под руководством заведующего лабораторией доктора биологических наук, кандидата педагогических наук Криволапчука Игоря Альлеровича. В исследовании принимают участие опытные сотрудники: кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Ермакова
Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Чернова Мария Борисовна, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Гончарова Галина Альбертовна, научный сотрудник  Тюрина Елена Владимировна, аспиранты лаборатории Филиппов Иван Александрович и Коршун Татьяна Сергеевна. 

Методология междисциплинарного исследования представлена широким спектром методов.

Физиологические: спектральный и временной анализ вариабельности сердечного ритма с помощью автоматизированного комплекса «Поли-Спектр Нейрософт»; определение уровня лептина, кортизола, дегидроэпиандростерона, в слюне иммуноферментным методом (ИФА) с помощью набора реагентов фирмы DRG на ИФА-анализаторе «StatFax2100»; регистрация психофизиологических показателей посредством компьютерного комплекса «Психотест» фирмы «Нейрософт»; регистрация артериального давления крови с помощью механического тонометра «Welch Allyn Durashock» с использованием манжетки соответствующего размера; тестирование физической работоспособности на основе стандартных функциональных и эргометрических проб (Physical Working Capacity – PWC170, интенсивность накопления пульсового долга – ИНПД, Wмах, W40, W240, W900 – определение мощности циклических нагрузок, предельное время выполнения которых составляет 1, 40, 240 и 900 с. и др.). Запись сердечного ритма при выполнении тестов PWC170 и ИНПД посредством пульсометра «Polar H10» (размер XS-S); расчет интегральных показателей вегетативного статуса и адаптационных возможностей организма, анализ острой заболеваемости и режима дня.

Антропометрические: измерение роста, веса, окружности грудной клетки, мышечной силы правой и левой кисти, толщины кожно-жировой складки под лопаткой, на животе, задней поверхности плеча в средней части, обхвата талии и бедер, расчет индекса массы тела.

Биоимпедансный анализ состава тела с помощью прибора «InBody 270». Показатели: индекс массы тела, содержание жира в теле, масса скелетной мускулатуры, безжировая масса, уровень висцерального жира, уровень базального метаболизма, анализ жировой массы по сегментам, анализ тощей массы по сегментам, общее количество воды в организме и др. Психодиагностические: анкета по выявлению тревожного ребёнка (Костина Л.М.), тест «Лесенка» (Райгородский Д.Я.), проективный тест «Выбери нужное лицо» (Тэммл Р. с соавт.), восьмицветовой тест М. Люшера.

Педагогические: тестирование двигательной подготовленности (определение уровня развития скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости, функции равновесия, общей и силовой выносливости), анкетирование, педагогические наблюдения.

Статистические: определение основных статистических характеристик ряда измерений; проверка статистических гипотез на основе использования параметрических и непараметрических критериев. 

Предполагается также использовать кластерный, многофакторный дисперсионный и регрессионный анализ.

Проект поддерживается специалистами из лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития –  старшим научным сотрудником Захаровой Мариной Николаевной и научным сотрудником, аспирантом Хакимовой Дианой Маратовной.

Захарова Марина Николаевна и  Хакимова Диана Маратовна на основе индивидуальной и групповой нейропсихологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста  исследуют показатели рабочей памяти, тормозного контроля, компонентов внимания и произвольной регуляции деятельности, включая функции программирования и контроля, функции планирования и избирательной регуляции.  Комплексный подход к изучению функционального состояния детей позволяет выявить взаимосвязи между двигательной активностью и физиологическими показателями состояния систем организма, разработать рекомендации для педагогов, учителей физической культуры, тренеров и родителей.

Полученные данные помогут создать научно обоснованную базу для улучшения качества физического воспитания и тренировочного процесса  детей дошкольного и младшего школьного возраста, что особенно актуально в условиях современного общества.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.