Институт развития ребенка

Профессиональный портфель дошкольного работника
Рубрика «Наука для практики»

Уважаемые коллеги!

В рамках работы по обновлению содержания дошкольного образования и научно-методического обеспечения качества в условиях единого образовательного пространства создана информационная рубрика  «Наука для практики: Профессиональный портфель дошкольного работника». 

Каждую пятницу размещаются официальные нормативные документы, материалы и методические рекомендации, которые призваны помочь в работе педагогам, руководителям дошкольных образовательных организаций, а также всем специалистам в сфере дошкольного образования.

Цель — создать пространство для обмена знаниями и опытом, чтобы каждый работник дошкольной образовательной организации мог легко ориентироваться в современных требованиях и подходах. 

Профессиональный портфель дошкольного работника

Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Презентация ФОП ДО, познакомит с основными положениями, а также иллюстрацией структуры и содержания ФОП ДО

Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

В них рассматриваются:

  • Нормативно-правовые и научно-теоретические основы Федеральной программы.
  • Федеральная программа — обязательная часть образовательной программы ДОО.
  • Вариативная часть образовательной программы.
  • Анализ соответствия образовательной программы обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе.

Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО)

В них рассматриваются содержание образовательной деятельности в ДОО, виды детской активности и способы их организации, вопросы педагогической диагностики и планирования. Также уделено внимание созданию развивающей среды и взаимодействию с родителями, коррекционно-развивающей работе в ДОО. В приложениях представлены образовательные области и направления работы с семьями.

Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО)

В документе рассмотрены основные принципы создания инфраструктуры ДОО, включая инвариантные и вариативные компоненты, а также требования к учебно-методическим материалам.

Содержание рекомендаций включает:

  • Принципы, условия, цель и задачи рекомендаций.
  • Пояснения к применению рекомендаций.
  • Типовые локальные нормативные акты образовательной организации для реализации мониторинга инфраструктуры ДОО.
  • Безопасность использования средств обучения и воспитания при формировании инфраструктуры ДОО.

Также приведены инструкция и чек-лист по формированию инфраструктуры и оснащению образовательных пространств, примерные перечни оборудования и средств обучения для различных помещений (групп, спортивных и творческих зон, кабинетов специалистов), примерные формы и содержание методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области создания инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Примерный перечень художественной литературы (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», п. 33.1)

В перечне представлены произведения для разных возрастных групп детей от 1 до 7 лет. В примерный перечень художественной литературы ФОП ДО вошли 603 произведения, включая малые формы фольклора, русские народные сказки, произведения поэтов и писателей России, разных стран, сказки народов мира, литературные сказки и былины. Чтение книг разных жанров помогает сформировать у дошкольников отношение к языку как ценности, воспитывает у них интерес к литературе, умение чувствовать красоту языка.

Литературные произведения могут быть использованы не только с целью ознакомления с художественной литературой, но и для речевого развития детей: обучения дошкольников пересказу, творческому рассказыванию, а также для драматизации сказок и рассказов, создания мультфильмов, образовательных роликов и электронных иллюстрированных учебных пособий.

Примерный перечень музыкальных произведений (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», п. 33.2).

В перечне представлены музыкальные произведения для разных возрастных групп детей от 2 месяцев до 7 лет, включая музыку для слушания, пения, музыкально-ритмических движений, этюды и инсценировки.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», п. 33.3).

В перечне представлены произведения живописи и иллюстрации к книгам для разных возрастных групп детей от 2 до 7 лет, включая репродукции классических картин и иллюстрации к сказкам и рассказам.

Примерным перечнем анимационных произведений (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 №71847), п. 33.4).

В перечне представлены анимационные произведения для детей от 5 лет, которые рекомендуются для семейного просмотра, бесед и обсуждений, а также для использования в образовательном процессе.

Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», зарегистрирован в Минюсте России 28.12.2022 №71847, п. 36.4).

План является единым для всех ДОО, но учреждения вправе дополнительно организовывать мероприятия в соответствии с Программой воспитания, ключевыми направлениями воспитательной работы и дополнительного образования. Все мероприятия должны учитывать возрастные, физиологические и психоэмоциональные особенности обучающихся.

Примерный режим дня в группе детей от 1 года до 2 лет (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 №71847), п. 35.15).

Согласно СанПиН 1.2.3685-21 дошкольная образовательная организация может корректировать режим дня в зависимости от типа организации, и вида реализуемых образовательных программ, сезона года. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребёнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и так далее).

Примерный режим дня в группе детей от 2 до 3 лет (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 №71847), п. 35.16).

 

Согласно СанПиН 1.2.3685-21 дошкольная образовательная организация может корректировать режим дня в зависимости от типа организации, и вида реализуемых образовательных программ, сезона года. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребёнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и так далее).

Примерный режим дня в дошкольных группах (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 №71847), п. 35.17).

 

Согласно СанПиН 1.2.3685-21 дошкольная образовательная организация может корректировать режим дня в зависимости от типа организации, и вида реализуемых образовательных программ, сезона года. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребёнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и так далее).

Присоединяйтесь к нам, чтобы быть в курсе актуальных новостей и материалов, которые помогут вам в профессиональной деятельности!

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.