Проект госпитальных школ «УчимЗнаем» — социально-образовательный проект по созданию полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах
Семьи, столкнувшиеся с тяжелым и длительным заболеванием ребенка, испытывают постоянный страх за его будущее и жизнь. Это меняет их повседневный уклад – на длительное время ребенок оказывается в изоляции от привычной социальной среды: детского сада, школы, образовательных кружков. Главная цель Проекта – это средствами образования и медико-социальной реабилитации способствовать полноценной жизни ребенка в период борьбы с болезнью, его выздоровлению и социализации, успешному возвращению в родные школы.
История
История госпитальной педагогики в России начинается на рубеже 19-20 веков. Первыми госпитальными педагогами стали сестры милосердия, которые не только ухаживали за детьми, но и учили их, организовывали досуг, проводили праздники – организовывали для юных пациентов полноценную жизнь, которой они были лишены во время пребывания в больнице. В начале 20 века на одном из медицинских съездов была сформулирована задача педиатрии: это не просто излечение больного ребенка, а все, что делается для его дальнейшей продолжительной жизни. В 1980-е годы вышел совместный документ Министерства просвещения, Министерства здравоохранения и Министерства финансов СССР. Это был первый документ, посвященный образованию детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, и какое-то время он действовал и в постсоветской России. Тем не менее утвержденная модель оставалась очень ограниченной: учителя соседней школы приходили в больницу, проводили отдельные занятия и уходили. Это был лишь один из элементов образования, но назвать такую модель полноценным образованием было нельзя.
В 2014 году при поддержке Правительства Москвы специализированное структурное подразделение ГБОУ города Москвы «Школа №109» на базе Центра им. Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больницы запустило инновационный проектный офис «УчимЗнаем», основная деятельность которого направлена на создание полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах.
Флагманская площадка
На сегодняшний день флагманская площадка Проекта «УчимЗнаем» в Москве организована в следующей форме: специализированное структурное подразделение ГБОУ города Москвы «Школа №109» (директор Ямбург Евгений Александрович, академик Российской академии образования, Заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук) реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений.
Специализированное структурное подразделение осуществляет свою деятельность на девяти площадках в медицинских организациях Москвы и Московской области:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Лечебно-реабилитационный научный центр «Русское поле» федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Блохина» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Обособленное структурное подразделение Российская детская клиническая больница федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы»;
- Благотворительное медицинское частное учреждение «Детский хоспис»
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Социальная гостиница Благотворительного фонда помощи детям и их семьям «Добрый дом».
- Федеральный детский реабилитационный центр — структурное подразделение Российской детской клинической больницы Министерства здравоохранения
Госпитальная школа
На флагманской площадке Проекта «УчимЗнаем» работают специально подготовленные педагогические кадры – тьюторы. Тьютор – это педагог, имеющий не только основную предметную квалификацию учителя, воспитателя или педагога дополнительного образования, но и дополнительную квалификацию по тьюторскому сопровождению ребенка, находящегося на длительном лечении. К особой компетенции тьютора госпитальной школы относится владение навыками общения с больным ребенком и его родителями, а также использование стратегий взаимодействия с медицинскими работниками. За годы успешной работы Проекта «УчимЗнаем» значительно возросло внимание государства и российского общества к педагогу, осуществляющему работу с детьми, находящимися на длительном лечении.
Школа реализует общеобразовательные программы основного и дополнительного образования детей, находящихся на лечении в медицинском стационаре. Разнообразные занятия мотивируют ребят к учебе, способствуют адаптации к длительному нахождению в условиях детской больницы и поднимают настроение. Обучение осуществляется как в очной, так и в дистанционной форме. При обучении длительно болеющих детей используются специальные образовательные технологии групповых и персональных занятий. Для каждого ребенка на основании рекомендаций врачей и состояния здоровья, психоэмоциональных особенностей и возможностей формируется индивидуальная образовательная программа.
Признание модели госпитальной школы
Госпитальная школа Проекта «УчимЗнаем» доказала свою эффективность в образовании, выпускники госпитальной школы успешно сдают выпускные экзамены, поступают в лучшие учебные заведения страны. С 2015 года московская модель госпитальной педагогики масштабируется в регионах России. Основная деятельность проекта направлена на создание полноценной образовательной среды для детей c особыми образовательными потребностями.
Сегодня в России работают более 60 региональных площадок от Владивостока до Калининграда, где каждый день с детьми, находящимися на длительном лечении, занимаются педагоги, профессионалы своего дела, на этих площадках обучается более 15 000 детей ежегодно.
Московская модель госпитальной школы, разработанная в рамках Проекта, получила высокую оценку Генерального директора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) доктора Тедроса Адханома Гебрейесуса, а Флагманская площадка стала базой для многих актуальных и перспективных исследований в области обучения детей, находящихся на длительном лечении, которые проводит большая междисциплинарная команда и результаты которых представлены в научных журналах, на всех значимых конференциях в области медицины, педагогики и психологии.
И с 2018 года Московская госпитальная модель педагогики масштабируется на страны СНГ (Кыргызская Республика, Азербайджанская Республика, Республика Узбекистан, Республика Беларусь и Республика Армения).
Совместно с проектом «УчимЗнаем» реализуется множество партнерских программ с различными образовательными, некоммерческими, благотворительными, родительскими и другими организациями по обеспечению прав ребенка на доступное и качественное образование, независимо от трудной жизненной ситуации, в которой он оказался. Важно отметить: принцип сетевого взаимодействия при решении проблем обучения детей, находящихся на длительном лечении, является приоритетным при реализации программ проекта «УчимЗнаем».
Образовательная и просветительская работа проекта «УчимЗнаем» широко освещается в теле-, радио-, печатных средствах массовой информации, а поисковые запросы по тегу УчимЗнаем, хэштегам #uchimznaem #учимзнаем #заботливаяшкола #caringschool помогут вам узнать о нас в социальных сетях и на просторах интернета.
Миссия проекта
- ЗАБОТА
- ИСЦЕЛЕНИЕ
- РЕАБИЛИТАЦИЯ
- ОБУЧЕНИЕ
- ОТКРЫТИЕ
- РАЗВИТИЕ
Ценности проекта
Принципы, которыми мы руководствуемся, и ожидаемые результаты нашей работы:
- осуществление деятельности нашей организации на профессиональной основе в соответствии с профессиональными стандартами;
- уважение детей-пациентов, их семей, работников медицинских организаций, самоуважение и взаимоуважение;
- взаимоуважение педагогов, родителей, сотрудников медицинских организаций;
- честное и понимающее отношение в процессе образовательной деятельности к ученикам и членам их семей, друг к другу;
- всестороннее понимание разнообразия убеждений, потребностей и ожиданий наших учеников и их семей, коллегиального сообщества и сотрудников;
- поощрение партнерства между пациентом, его родителями с командами служб здравоохранения и образования в детской больнице;
- постоянное стремление к совершенству, высоким стандартам качества своей деятельности.
Региональное развитие
65 госпитальных школ Проекта «УчимЗнаем» открыты в 33 регионах России в соответствии с московской моделью образовательной среды в медицинских учреждениях.
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Хабаровский край»
Открыта 26 февраля 2016 года на базе Детской краевой клинической больницы имени А.К. Пиотровича. Школа-оператор – Краевой центр образования.
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Калининградская область»
28 июня 2016 года на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская областная больница Калининградской области». Школа-оператор – Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Школа-интернат».
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Красноярский край»
Открыта в 2016 году на базе Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства». Школа-оператор – Школа дистанционного образования Красноярского края.
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Воронежская область»
Открыта 7 февраля 2017 года на базе Воронежской областной клинической больницы № 1. Школа-оператор – КОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Ленинградская область»
Открыта 5 сентября 2017 года на базе Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская клиническая больница». Школа-оператор – Государственное бюджетное образовательное учреждение Ленинградской области «Школа-интернат «Красные Зори».
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Орловская область».
Открыта в сентябре 2017 года на базе Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой". Школа-оператор - Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области "Созвездие Орла".
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Ростовская область
Открыта 14 марта 2018 года на базе Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Областная детская клиническая больница». Школа-оператор - местное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 11» г. Ростов-на-Дону.
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Пермский край»
Открыта 12 апреля 2018 года на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Краевая детская клиническая больница». Школа-оператор - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №132 с углублённым изучением предметов естественно-экологического профиля».
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Московская область, г. Балашиха
Открыта в мае 2018 года на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Московский областной онкологический диспансер». Школа-оператор – Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа №22» Городской округ Балашиха.
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Приморский край»
Открыта 25 августа 2018 на базе Краевой детской клинической больницы №1 (г. Владивосток). Школа-оператор – Гимназия №2 города Владивосток.
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Санкт-Петербург
Открыта 31 августа 2018 года на базе Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России, Подразделение: Научно-исследовательский институт детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М. Горбачевой. Школа-оператор – Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 575 Приморского района Санкт-Петербурга. В ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г.И. Турнера» действует ассоциированная площадка Проекта.
Региональная площадка «УчимЗнаем» - Республика Саха (Якутия)
Открыта 5 сентября 2018 года на базе Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины». Школа-оператор - Школа № 35 города Якутск.
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Госпитальная педагогика». Методические материалы «Обучение длительно болеющих детей» являются частью 1 серии.
Методические материалы подготовлены на основе результатов, полученных при выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Научно-методическое обеспечение российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования».
В методических материалах представлена новая область педагогической науки – госпитальная педагогика, рассмотрены основные понятия и определения, приведен анализ образовательной среды госпитальной школы, описаны особенности процесса обучения в госпитальной школе.
Госпитальная педагогика провозглашает высшей ценностью в воспитании реализацию индивидуальных образовательных потребностей тяжелобольного ребенка. Основной задачей является формирование полноценной образовательной среды в медицинском стационаре для обеспечения педагогической реабилитации. Современная госпитальная педагогика формируется на стыке медицины, психологии и педагогики и задает направление развития научных исследований в области воспитания и развития детей, находящихся на длительном лечении в стационарах лечебных учреждений и на дому.
В научных исследованиях практика госпитальной педагогики в больничных школах строится на принципах преемственности, преемственности, индивидуализации, дифференциации и персонализации. С точки зрения образовательных потребностей, особых условий для особых детей образовательная организация, осуществляющая обучение больных детей, является важным направлением исследований в госпитальной педагогике.
Материалы предназначены для студентов, магистров и аспирантов, обучающихся по педагогическим и психолого-педагогическим специальностям, руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, педагогов, родителей.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54258861