История вопроса
Педагогам отвели ведущую роль в воспитании и образовании, на долгие годы основным стал термин «работа с родителями», подчеркивающий субъектную позицию педагога и объектную – родителя. В основе взаимодействия доминировал монолог педагога.
К 70-ым годам ХХ века назрела необходимость углубления и расширения содержания «работы с родителями». Появляются издания с научно-популярной информацией для родителей, радио- и телепередачи, касающиеся тематики воспитания и образования детей.
В этот период начинают активно звучать такие термины как «педагогическая культура», «педагогическое просвещение». Педагогическая культура представляет собой составную часть общей культуры и имеет отношение как к обществу в целом, так и к каждому отдельному человеку. Она включает в себя уровень педагогической подготовленности родителей, который зависит от индивидуальных особенностей личности, образования, профессии, богатства жизненного опыта.
Педагогическая культура
Компонентами педагогической культуры являются: умение планировать свою воспитательную деятельность, педагогическая подготовленность родителей, непосредственно деятельность по воспитанию, осознание воспитательных целей и способов их достижения, рефлексивное отношение к своей воспитательной деятельности, включающий анализ собственного опыта, самокритичность, самоконтроль; гуманистический стиль взаимодействия с ребенком (В.Л. Бенин, И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, М.Д. Махлин, С.Н. Щербакова).
Средством формирования педагогической культуры выступает педагогическое просвещение родителей как целенаправленное и организованное воспитательное воздействие на них (Н.К. Гончаров, И.В. Гребенников).
В 70-е и 80-е годы большая роль в педагогическом просвещении родителей отводилась педагогическому всеобучу, который к началу 90-х годов фактически прекратил свое существование.
Решением коллегии Министерства просвещения РСФСР от 14.10.1982 г «Об утверждении программы педагогического всеобуча родителей и населения» были определены основные его цели. Педагогический всеобуч призван был вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в воспитательной работе дошкольного учреждения, школы.
Эта мысль звучала и в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.). Педагогический всеобуч был охарактеризован как целостная и динамическая система пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Цель педагогического всеобуча – повышение педагогической культуры родителей.
Программа просвещения родителей (2023)
Изменение контекстов и подходов к взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организации, наличие социального и государственного заказа на формирование поколения ответственных и компетентных родителей, вызвало необходимость разработки документа, который поможет педагогам грамотно осуществлять просветительскую деятельность, выстраивая актуальное содержание и выбирая эффективные формы. Таким документом стала Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, разработанная Лабораторией дошкольного образования ФГБНУ Институт возрастной физиологии Российской академии образования по заказу Министерства просвещения Российской федерации в рамках разработки мер государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.
Наполнение содержания Программы базируется на основных запросах родителей по развитию и образованию детей раннего и дошкольного возраста. В Программу включено восемь разделов, два из которых ориентированы на методическую поддержку педагогов дошкольного образования в понимании феномена ответственного родительства, выборе разнообразных и эффективных форм просветительской деятельности, а шесть посвящены непосредственно содержательной стороне общения педагогов и родителей. Программа дополнительного профессионального образования включает восемь разделов.