
В обсуждении приняли участие ведущие ученые и практики в области детской физиологии, спортивной медицины и физической культуры. Модератором круглого стола выступил Евгений Витальевич Быков, главный научный сотрудник лаборатории физиологии развития и физической культуры обучающихся Института развития ребенка, директор Научно-исследовательского института олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры.
Ключевые вопросы, которые обсуждали эксперты:
- Ранняя спортивная специализация: один или несколько видов спорта?
Евгений Витальевич Быков поднял один из самых острых для родителей вопросов — о плюсах и минусах раннего погружения в один вид спорта. - Спорт и интеллект: как игровые виды спорта развивают мышление?
Диана Маратовна Хакимова, научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития Института развития ребенка, рассказала, каким образом командные игры влияют на развитие когнитивных функций, памяти и внимания у детей. - Спорт и здоровье: как разные дисциплины влияют на организм ребенка?
Ирина Александровна Мищенко, заведующая кафедрой физической культуры, физиологии и медико-биологических дисциплин Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского, ведущий научный сотрудник лаборатории физиологии развития и физической культуры обучающихся Института развития ребенка, представила данные о нейровегетативном статусе юных спортсменов, занимающихся единоборствами, игровыми, сложно-координационными и циклическими видами спорта. - Векторы развития: что дает ранний старт?
Тамара Федоровна Абрамова, начальник лаборатории проблем комплексного сопровождения спортивной подготовки ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, осветила взаимосвязь между ранним началом занятий, физическим развитием и когнитивными способностями детей младшего возраста. - Международный опыт: как развивают детский спорт за рубежом?
Тамара Владимировна Долматова, ведущий научный сотрудник ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, провела анализ ведущих зарубежных практик в сфере детско-юношеского спорта.
Круглый стол подтвердил, что раннее вовлечение детей в спорт может стать значимым фактором гармоничного развития, однако требует научно обоснованного, индивидуального и междисциплинарного подхода. Важно учитывать не только потенциальные спортивные достижения, но и сохранение здоровья, психологический комфорт и всестороннее развитие личности.
Благодарим всех спикеров и участников за ценный вклад и конструктивный диалог!
Круглый стол проводился Институтом развития ребенка по поручению Министерства просвещения Российской Федерации в рамках выполнения государственного задания по теме «Исследование возрастной динамики развития систем организма детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом двигательной активности».


