Институт развития ребенка

Семинар-совещание Дальневосточного федерального округа «ФОП ДО: стратегия, опыт и перспективы»

6-7 июня в Якутске прошел межрегиональный образовательный форум «Траектория взаимодействия: Семья — Детский сад – Школа». Мероприятие посвящено Году семьи в России и Году детства в Якутии.

В рамках форума состоялось пленарное заседание семинара-совещания Дальневосточного федерального округа по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования «ФОП ДО: стратегия, опыт и перспективы».

Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Управление образования Окружной администрации города Якутска, НО «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)», АНО ГРД «Лаборатория детства», Николаев-Центр.

Значимое событие собрало на одной площадке более 200 участников — представителей государственной власти, сферы дошкольного образования, общественных организаций, научных институтов Хабаровского, Камчатского, Приморского краев, Амурской и Сахалинской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Саха (Якутия), Бурятия и г. Москва.

На пленарном заседании «ФОП ДО: стратегия, опыт и перспективы» с приветственным словом выступили заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Костюк Наталья Юрьевна.

Спикерами пленарного заседания выступили председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Григорьева Антонина Афанасьевна, первый заместитель министра образования и науки Республики Саха(Якутия) Аргунова Алевтина Петровна, заведующая лабораторией дошкольного образования Института развития, здоровья и адаптации ребенка Изотова Елена Ивановна, ведущий методист компании «Просвещение–СОЮЗ», член рабочей группы координационного совета при правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства Скоролупова Ольга Алексеевна, и другие.

Как подчеркнула Наталья Юрьевна, с переходом в 2023 на реализацию федеральной образовательной программы начался большой путь для выстраивания единого образовательного пространства: «В этом регионы делают свой серьезный вклад, в том числе и дальневосточные субъекты. Мы это ярко видим сегодня на семинаре, в котором во всем многообразии представлен опыт работы дошкольных образовательных учреждений. Отрадно наблюдать, насколько обогащена система предметно развивающей среды. Это важно, потому что много делается не только педагогами, но и привлекается родительское сообщество. Взаимодействие детей, родителей и педагогов дает вклад в развитие каждого ребенка».

В ходе планерного заседания пристальное внимание обращено на реализацию единой программы в условиях разработки новых нацпроектов.

По словам руководителя Николаев-центра Семенова Юрия Ивановича, реализация федеральных стандартов — это обязательный процесс формирования единого образовательного пространства в России. Это гарантия равенства в предоставлении качественного дошкольного образования для всех малышей, независимо от территории проживания.

«Мы обсуждаем впервые в таком масштабе ключевые темы, в том числе ответственное, осознанное родительство, подготовку, повышение кадров, и конечно же пути реализации приоритетных задач, поставленных государством в области духовно-нравственного, патриотического воспитания детей с учетом региональных компонентов. Внедрение единых стандартов позволяет создать единую программу для обеспечения суверенной системы образования государства. Мы отметили необходимость создания на базе Северо-Восточного федерального университета Дальневосточного ресурсного центра по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Это позволит систематизировать и сделать комплексный подход с учетом территориальных особенностей макрорегиона», — отметил он.

Алевтина Петровна, первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия), отметила: «С учётом тех вызовов, которые были обозначены президентом страны, мы находимся на стадии формирования новых национальных проектов. Я думаю, что заседание, на котором собрались представители ДОО, послужит толчком для обсуждения наиболее актуальных проблем. Есть недочёты и возможности для их изучения».

Изотова Елена Ивановна подробно рассказала про результаты реализации ФОП ДО. Она акцентировала внимание на важности единой образовательной программы, которая основана на общих ценностях, задавая минимальные стандарты качественного дошкольного образования.

Также Елена Ивановна рассказала о сотрудничестве Института развития, здоровья и адаптации ребенка с Лабораторией детства под руководством Семенова Юрия Ивановича и планах по созданию Дальневосточного ресурсного центра для комплексной реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования с учетом специфики макрорегиона. Кроме того, были обсуждены региональные особенности Федерального государственного стандарта образования и важная роль родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Запись интервью Изотовой Елены Ивановны на канале «Якутия 24» о результатах реализации ФОП ДО:  https://www.youtube.com/watch?v=8WnSmDRWirw.

На пленарной части форума также выступили Авдулова Татьяна Павловна, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», кандидат психологических наук, доцент, и Новицкая Виктория Александровна, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», кандидат педагогических наук, доцент, с докладом «Формирование осознанного и ответственного родительства в условиях дошкольной образовательной организации».

Также в секции «Лаборатория психолого-педагогических технологий» выступили Елена Ивановна с докладом ««Междисциплинарная психолого-педагогическая диагностика детского развития в условиях освоения образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)» и Виктория Александровна с докладом «Модель организации образовательной деятельности в кочевых детских садах», а Татьяна Павловна — спикером в секции «Лаборатория игровых технологий» с докладом ««Игра и игровые технологии в образовательной деятельности ДОО».

В рамках форума 6 июня состоялся Круглый стол «Развитие дошкольного образования. Дальневосточная инициатива» под руководством Костюк Натальи Юрьевны, заместителя директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации. На круглом столе выступили сотрудники лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка»: Изотова Елена Ивановна, заведующий лабораторией, кандидат психологических наук, доцент; Авдулова Татьяна Павловна, ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук, доцент; Новицкая Виктория Александровна, ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук.

7 июня сотрудники ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» приняли активное участие на круглом столе семинара-совещания «ФОП ДО: стратегия, опыт и перспективы»: с приветственным словом выступила директор ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» Приступа Елена Николаевна.

Изотова Елена Ивановна, заведующая лабораторией дошкольного образования, кандидат психологических наук, доцент, также выступила с докладом, рассказав о результатах реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования и отметив ее перспективы.

Авдулова Татьяна Павловна, ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук, доцент, выступила с докладом «Формирование осознанного и ответственного родительства в условиях дошкольной образовательной организации» и представила диагностический инструмент оценки готовности к осознанному и ответственному родительству у современных родителей детей дошкольного возраста для региональной апробации – опросник родительской позиции, разработанный коллективом лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

По итогам семинара были разработаны механизмы межрегионального и межведомственного взаимодействия на ближайшее время и на перспективу.

Также 7 июня на базе на базе МБДОУ «ЦРР — Д/С №23 «Цветик-семицветик» ГО «Город Якутск» прошли семинары-практикумы:

1) Методы проведения педагогической диагностики освоения образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) и анализ результатов педагогической диагностики – спикер Новицкая Виктория Александровна, ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук.

2) Психологическая диагностика детского развития в условиях освоения образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) и анализ результатов психологической диагностики – спикер Авдулова Татьяна Павловна, ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук, доцент.

Масштабное бразовательное событие — межрегиональный форум «Траектория взаимодействия: Семья — Детский сад – Школа» в Якутске — получило широкое освещение в региональных средствах массовой информации:

1) Информационный портал «Якутия»: https://ysia.ru/v-yakutii-sozdadut-dalnevostochnyj-tsentr-po-realizatsii-edinogo-standarta-doshkolnogo-obrazovaniya/amp/;

2) Издание «Якутия Daily»: https://yakutia-daily.ru/v-yakutske-pedagogi-doshkolnogo-obrazovaniya-dalnego-vostoka-obsudili-voprosy-realizaczii-fop/

3) Информационное агентство ТАСС: https://tass.ru/obschestvo/21026635;

4) Портал Ulys Media: https://ulus.media/2024/06/07/v-yakutske-pedagogi-dfo-obsuzhdayut-voprosy-formirovaniya-edinogo-rossijskogo-obrazovatelnogo-prostranstva/

Важные вопросы развития дошкольного образования в России получили общественный резонанс, а опыт регионов стал достоянием профессионального сообщества.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.