Институт развития ребенка

Школьная медицина и гигиена

Учебные учреждения и здоровье детей: роль условий обучения

Проблема охраны здоровья детей и подростков является одной из важнейших проблем медицины. Состояние здоровья детского населения определяет перспективы формирования здорового во всех отношениях общества, формируется под влиянием различных факторов внешней и социальной среды и является интегральным показателем благополучия нации в целом.

Нормальное развитие детского организма идет при непрерывном взаимодействии с факторами среды обитания, среди которых немаловажную роль играют медико-биологические и социально-гигиенические условия. Создавая предпосылки развития здорового в физическом и умственном отношении организма необходимо учитывать постоянный рост и развитие детского и подросткового организма, а также возможность адекватной реализации заложенного потенциала.

Особого внимания заслуживает внешняя и социальная среда, окружающая ребенка. Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к размещению, планировке, набору помещений, организации учебно-воспитательного процесса, наличию соответствующей мебели и оборудования в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в значительной степени способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.

История гигиены детей и подростков

Вопросы гигиены воспитания были представлены еще в народной предупредительной медицине и находили свое практическое применение не только в семье, но и в учебных заведениях с момента появления на Руси школ, т.е. с конца X в. И хотя до середины XVIII в. учебные заведения России находились без врачебного наблюдения, в них все же проводились некоторые мероприятия, направленные на охрану здоровья детей.

Наиболее четко идея профилактической медицины, в частности вопросы гигиены детей, получают свое развитие в работах отечественных педиатров, так как педиатр не только лечил больных детей, но и был призван давать советы по уходу и воспитанию ребенка.

К середине XIX в. отечественным педиатром-акушером Степаном Фомичом Хотовицким (1796—1885) педиатрия была выделена из курса акушерства и гинекологии в самостоятельную науку. Он первый читал систематический курс по педиатрии в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. С.Ф. Хотовицким было положено начало развитию возрастной морфологии и физиологии. Он определил подход к гигиене детства как науки, исходящей в своих рекомендациях из морфофизиологических особенностей детского организма.

Последователем С.Ф. Хотовицкого и ярким представителем профилактического направления в педиатрии был Н.А. Тольский (1832—1891) — профессор первой клиники детских болезней Московского университета.

Находясь под влиянием высказываний своего непосредственного учителя Г.А. Захарьина и профессора гигиены Ф.Ф. Эрисмана, а также М.Я. Мудрова и педиатра С.Ф. Хотовицкого, Н.А.

 Тольский уделял в научной деятельности большое внимание изучению гигиены детей школьного возраста. В 1869 г. на II съезде русских естествоиспытателей Н. А. Тольский выступил с докладом «О значении гигиены в общественной жизни и в особенности в применении ее к нашим учебным заведениям», в котором указал на огромное значение общественной гигиены для оздоровления населения. В выступлении Н.А. Тольский резко критиковал врачей, а также воспитателей и заведующих учебными заведениями, которые мало обращали внимания на гигиенические условия жизни учащихся. НА. Тольский в отличие от ученых-энциклопедистовXVIII в., занимавшихся изучением главным образом гигиены людей раннего возраста, обращал основное внимание на гигиену школьников.

Хотовицкий Степан Фомич
Хотовицкий, Степан Фомич
М.В. Ломоносова
Ломоносов, Михаил Васильевич

В связи с гигиеной и охраной здоровья детей и подростков уместно вспомнить основателя Московского университета М.В. Ломоносова, который впервые стал придавать государственное значение вопросам охраны здоровья детей. В письме к графу И.И. Шувалову в 1761 г. на первое место М.В. Ломоносов выдвинул положение «О размножении и сохранении российского народа». Так, он писал: «… начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит могущество и богатство государства…». М.В. Ломоносов предлагал провести ряд государственных мероприятий, направленных на увеличение количества рождавшихся и сохранение родившихся. Отсутствие должной медицинской помощи великий ученый рассматривал как одну из основных причин детской смертности.

Императорский московский университет был организован по инициативе М.В. Ломоносова и в соответствии с указом Сената от 12 января 1734 г. открыт 26 апреля (7 мая) 1755 г. в здании бывшей аптеки военного ведомства близ Кремля. В дальнейшем, в 1793 г., Московский университет был переведен в здание на Моховой улице, выстроенное знаменитым русским архитектором М.Ф. Казаковым.

По уставу, разработанному М.В. Ломоносовым, в университете утверждались 3 факультета: философский, юридический и медицинский, — причем в уставе было записано, что студенты всех факультетов первые 3 года должны изучать общеобразовательные науки. Затем, в 1758 г., было запланировано разделение студентов по 3 факультетам. 13 августа 1758 г. доктор медицины И.Х. Керштенс, выступив с актовой речью «О пользе химии для врачебного искусства», вступил в должность профессора химии и минералогии университета и тем самым торжественно открыл преподавание на медицинском факультете. С этого времени в расписании лекций Императорского московского университета появилась рубрика «Из факультета медицинского».

В 1765 г. вернулись из-за границы первые студенты Московского университета С.Г. Зыбелин и П.Д. Вениаминов, завершившие свое образование в Лейденском университете и успешно защитившие диссертации на степень доктора медицины.

Семен Герасимович Зыбелин, первый русский профессор (с 1768 г.) на медицинском факультете Московского университета, читал лекции по теоретической медицине, включающие физиологию, патологию, семиотику, диететику и общую терапию. Диетикой в то время называлась гигиена.

В работах С.Г. Зыбелина, его речах «О вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней», произнесенной в 1773 г., «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащее в размножению в обществе народа», произнесенной в 1775 г., и «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народу причину», произнесенной в 1780 г., отмечается вредное влияние высокой температуры в комнатах на здоровье детей, содержатся ценные советы о необходимости воспитания выносливости к температурным колебаниям, по вопросам питания, воспитания детей раннего возраста, пользе свежего возраста для здоровья.

Зыбелин, Семен Герасимович
Зыбелин, Семен Герасимович

В 1953 г. под эгидой Министерства здравоохранения СССР состоялось Всесоюзное совещание по вопросам школьной гигиены, на котором настойчиво высказывалась мысль о необходимости отказаться от термина «школьная гигиена» и привести название науки в соответствие с ее содержанием. С 1954 г. в нашей стране эта отрасль гигиены именуется гигиеной детей и подростков. Новая дисциплина не родилась на голом месте. В стране уже давно разрабатывались вопросы гигиены детей раннего возраста, школьников и гигиены труда подростков, но этот процесс был разрозненным, без внутренней связи.

Гигиена детей и подростков, вобрав в себя основные источники, из которых она возникла, — школьную гигиену, гигиену детей дошкольного возраста и гигиену труда подростков, синтезировала их и приобрела новое качество — возрастной гигиены, изучающей влияние условий жизни на подрастающее поколение в его развитии, динамически, преемственно.

Послевоенный период и последующие годы вплоть до 1960-х гг. характеризовались эффективной деятельностью здравоохранения в стране. Продолжительность жизни по сравнению с началом века возросла вдвое. Принципы организации и финансирования здравоохранения в бывшем СССР в тот период были весьма прогрессивны и завоевали всемирное признание. Произошли резкие изменения причин смертности и заболеваемости детей и подростков. В стране были ликвидированы особо опасные инфекции, паразитарные тифы, полиомиелит. Многочисленными исследованиями выявлены значительные улучшения показателей физического развития детей и подростков во всех возрастных группах.

Успешному решению актуальных научных проблем способствовало создание в 1959 г. НИИ гигиены детей и подростков Академии медицинских наук СССР; позднее он был переведен в подчинение Министерства здравоохранения СССР, а в настоящее время называется НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

Пионерская санитарная проверка
Пионерская санитарная проверка

ВсемСанПросвет

Плакат на службе санитарного просвещения и гигиенического воспитания

Плакат стал одним из самых ярких мировых культурных событий 20 века. Он был и остается одним из самых массовых средств агитации, в их создании принимали участие виднейшие художники и поэты. 

Впоследствии плакат переходит во все сферы жизнедеятельности советского человека.

Санитарно-просветительский плакат был эффективным средством агитации и пропаганды здоровья населения в СССР. Огромное внимание уделялось охране здоровья детей.

В современных условиях, в связи с развитием информационных технологий содержание плакатов можно донести до широкого круга людей, особенно детей и подростков, которые большое количество времени проводят в интернете.

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Предупреждение рисков нарушения здоровья школьников» являются частью 1 серии. 

В методических материалах отражен комплекс факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков. Особое внимание уделено характеристике внутришкольных факторов, которые относятся к корректируемым или устранимым факторам. Именно на них и должно быть направлено наибольшее усилие работников системы образования.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье- это состояние полного телесного, психического и социального благополучия». 

Поиски причин «школьных болезней» привели врачей к выводу о неудовлетворительной организации обучения. Плохое освещение в классе, плохой воздух в школе, неправильная форма и размер школьных столов, учебная перегрузка, большая суммарная нагрузка школьников; несоблюдение режима дня можно отнести к факторам риска здоровью школьников.

Детское население является наиболее уязвимой и чувствительной возрастной группой к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития очень чувствителен к влиянию любых внешних факторов. Окружающая среда и ее роль в развитии неблагоприятных последствий для здоровья различаются в зависимости от пола и возраста человека. Определяющую роль в изменении состояния здоровья детского населения играют три группы факторов: популяционный генотип; стиль жизни; состояние окружающей среды. Фактор школьной среды определяет 12,5 % заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы — 20,7 %, то есть его значение увеличивается почти в 2 раза. Это связано как с увеличением количества, так и с изменением соотношения факторов, воздействующих на детей. 

Методические материалы адресованы педагогическим работникам общего, профессионального и дополнительного образования, студентов, слушателей.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://elibrary.ru/item.asp?id=54232518 

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Направления здоровьесберегающей деятельности в школе» являются частью 2 серии. 

Сохранение здоровья детей школьного возраста является не только медицинской, но и педагогической проблемой. В методических материалах показаны основные виды и направления деятельности современных образовательных организаций по сохранению здоровья детей и подростков, их организационные основы. Раскрыты результаты исследования здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, дана их характеристика, раскрыты основные проблемы обеспечения ее эффективности.

Здоровье школьников является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. За последние два десятилетия произошли существенные изменения в состоянии здоровья детей и подростков. 

Важно отметить, что в регионах России проводится комплексная и системная работа по организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, применяя при оценке условий здоровьесбережения высокие требования. 

Методические материалы адресованы педагогическим работникам общего, профессионального и дополнительного образования, студентов, слушателей.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://elibrary.ru/item.asp?id=54232998

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Нормативы составления расписания для основного и среднего общего образования» являются частью 3 серии. 

В методических материалах рассмотрены принципы эффективной организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях при составлении расписания уроков для основного и среднего общего образования.

На состояние здоровья ребенка влияют условия воспитания и организация учебной деятельности. Мощным ресурсом в этом направлении является оптимально составленное расписание уроков. 

Каждое образовательное учреждение может самостоятельно выбирать систему организации обучения и продолжительность каникул. В данных методических материалах представлены рекомендации, разработанные на основе многолетних научных исследований. Рекомендации должны использоваться при составлении рационального расписания уроков и режима учебной деятельности в целом. Требования к расписанию одинаковы и должны соблюдаться всеми образовательными организациями. 

Материалы предназначены для педагогов, специалистов общеобразовательных организаций.

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54233089

Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Нормативы составления расписания для начального общего образования» являются частью 4 серии. 

В методических рекомендациях рассмотрены принципы эффективной организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях и рекомендации по составлению рационального расписания уроков для обучающихся начального общего образования.

Рациональная, с точки зрения школьной гигиены и возрастной физиологии, организация образовательной деятельности обучающихся начальной школы позволяет предотвратить негативное влияние учебной нагрузки на функциональное состояние организма детей, на их здоровье, сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся на протяжении всего учебного дня, а, значит, и повысить эффективность обучения. Мощным ресурсом в этом направлении является оптимально составленное расписание уроков.

В данном руководстве, помимо требований нормативных документов, приведены гигиенические рекомендации, разработаныt на основе многолетних научных исследований их учет важен для составления рационального расписания уроков и режима учебной деятельности в целом.

Оптимальный режим обучения обеспечивает высокий уровень работоспособности обучающихся на протяжении всего учебного года и способствует высоким результатам освоения образовательной программы.

Рекомендации предназначены для педагогов, специалистов общеобразовательных организаций.

 

Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54285581

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.