Институт развития ребенка

Статья о глазодвигательной активности и вегетативном обеспечении когнитивной деятельности при чтении у подростков в журнале «Физиология человека»

В научном журнале «Физиология человека» в выпуске № 2 (Т. 50) 2024 опубликована статья «Глазодвигательная активность и вегетативное обеспечение когнитивной деятельности при чтении у подростков. Часть I. Функциональная «цена» когнитивной деятельности при чтении текста с экрана электронного устройства у подростков».

Авторы статьи:
🔸 Комкова Юлия Николаевна, старший научный сотрудник Лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании ФГБНУ «ИРЗАР», кандидат биологических наук;
🔸 Безруких Марьяна Михайловна, советский и российский учёный-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования;
🔸 Бабанова Ксения Юрьевна, МГУ имени М.В. Ломоносова;
🔸 Рябкова Татьяна Сергеевна, младший научный сотрудник Лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «ИРЗАР»;
🔸 Усцова Александра Григорьевна.

Авторы исследования проанализировали, как чтение с экранов электронных устройств влияет на функциональное состояние организма подростков. В исследовании приняли участие 22 подростка в возрасте 15 лет. Результаты показали, что чтение с экрана сопровождается высокой функциональной «ценой».

Исследование также выявило, что 40,9% подростков анализируемой группы испытывали трудности с пониманием текста. Анализ движений глаз показал разнообразие в уровне вовлечения парафовеальной обработки в процесс чтения, что связано с дефицитом словарного запаса и сложностями в интерпретации синтаксических конструкций.

Авторы подчеркивают, что несмотря на то, что к 15 годам навык чтения должен быть сформирован и автоматизирован, чтение все еще представляет собой сложную когнитивную задачу для подростков. Функциональная «цена» обработки информации при чтении обеспечивается сочетанием возрастных индивидуальных особенностей адаптации, уровнем языковой компетенции и психолингвистической сложностью текста.

Характер мобилизации регуляторных механизмов управления функциональным состоянием при когнитивной нагрузке подтверждает необходимость индивидуального подхода при проведении коррекционной работы при трудностях чтения.

Полную статью читайте в научном журнале «Физиология человека», 2024, T. 50, № 2, стр. 57-69

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных