Институт развития ребенка

Статья сотрудников ИРЗАР в журнале «Физиология человека» об адаптации организма ребенка к обучению в начальной школе

В научном журнале «Физиология человека» в выпуске № 2 (Т. 50) 2024 опубликована статья «Адаптация организма ребенка к обучению в начальной школе».

Авторы статьи:
🔸 Сонькин Валентин Дмитриевич, главный научный сотрудник лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании ФГБНУ «ИРЗАР», доктор биологических наук, профессор;
🔸 Ермакова Ирина Владимировна, старший научный сотрудник лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании ФГБНУ «ИРЗАР», кандидат биологических наук;
🔸 Макарова Людмила Викторовна, кандидат медицинских наук;
🔸 Параничева Татьяна Михайловна, ведущий научный сотрудник лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании ФГБНУ «ИРЗАР», кандидат биологических наук.

В статье представлен систематический обзор литературы, посвященный факторам школьной среды и различным аспектам адаптации детей к обучению. Исследование охватывает психологические, социальные и физиологические компоненты адаптационного процесса. Критериями успешной адаптации авторы выделяют успеваемость, поведение и вовлеченность ребенка в социальную среду, а также умеренные изменения физиологических показателей.

Особое внимание уделено современным подходам к изучению физиологических реакций на адаптацию к школе, включая анализ динамики кортизола в слюне и вариабельности биологических ритмов. В статье также подчеркивается значимость здоровья детей и рассматриваются аспекты адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы акцентируют внимание на важной роли матери и внутрисемейных отношений в формировании характера и эффективности адаптационных процессов.

Полную статью читайте в научном журнале «Физиология человека», 2024, T. 50, № 2, стр. 110-132

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.