Анализ возрастных преобразований нейронных сетей мозга
в состоянии спокойного бодрствования (resting state networks) как оптимального фона для процессов обработки информации. В том числе выявление влияния возрастных и индивидуальных особенностей регуляторных систем мозга на нейронные сети покоя;
Изучение возрастных особенностей мозгового обеспечения управляющих функций (executive functions), осуществляющих контроль целенаправленного поведения, в частности, предвосхищающего внимания, рабочей памяти, планирования произвольных действий на разных этапах онтогенеза;
Выявление нейрофизиологических факторов когнитивных дефицитов и рисков девиантного поведения у детей
и подростков;
Оценка индивидуальных особенностей когнитивного развития на основе сопоставления результатов нейропсихологического обследования когнитивных функций
и электроэнцефалографического (ЭЭГ) анализа функционального состояния коры и глубинных структур мозга.
Исследование нейрофизиологических механизмов взаимодействия когнитивных и эмоционально-мотивационных компонентов деятельности на разных этапах развития детей и подростков как основы успешного обучения и социальной адаптации на разных этапах развития детей и подростков.

Мачинская Регина Ильинична
заведующий лабораторией,
доктор биологических наук,член-корреспондент РАО, профессор
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Рецензирование
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1993 года

Адамовская 
Оксана Николаевна,
ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук
Образование
Дополнительное профессиональное образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с марта 2006 г. (2004-2007 – аспирантура)

Талалай 
Илья Витальевич,
ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года


Филиппова 
Татьяна Андреевна,
ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук
Образование

Захарова 
Марина Николаевна,
старший научный сотрудник
Образование
Профессиональные интересы
Публикации
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года

Корнеев 
Алексей Андреевич, 
старший научный сотрудник, кандидат психологических наук
Образование
Профессиональные интересы
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2011 года

Кочеткова 
Екатерина Владимировна,
старший научный сотрудник, кандидат экономических наук

Ломакин 
Дмитрий Игоревич,
научный сотрудник
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2015 года

Хакимова
Диана Маратовна,
научный сотрудник
Образование
Дополнительное профессиональное образование
Профессиональные интересы

Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения
Публикации за 2022-2024 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary

Рябкова 
Татьяна Сергеевна,
младший научный сотрудник
Образование
Профессиональные интересы
Движения глаз, Окуломоторная активность (ОМА), Чтение, ЭЭГ
Публикации:
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2023 года
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития была создана в 1964 г. в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка, который в то время назывался «НИИ возрастной физиологии и физического воспитания Академии педагогических наук РСФСР». Институт был организован в 1944 году для разработки естественно-научной платформы послевоенной реабилитации детей, сохранения их здоровья и совершенствования системы образования на основе знаний закономерностей развития организма ребенка на разных этапах онтогенеза от рождения до юношеского возраста.

Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития была создана в 1964 г. в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка, который в то время назывался «НИИ возрастной физиологии и физического воспитания Академии педагогических наук РСФСР». Институт был организован в 1944 году для разработки естественно-научной платформы послевоенной реабилитации детей, сохранения их здоровья и совершенствования системы образования на основе знаний закономерностей развития организма ребенка на разных этапах онтогенеза от рождения до юношеского возраста.

Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития была создана в 1964 г. в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка, который в то время назывался «НИИ возрастной физиологии и физического воспитания Академии педагогических наук РСФСР». Институт был организован в 1944 году для разработки естественно-научной платформы послевоенной реабилитации детей, сохранения их здоровья и совершенствования системы образования на основе знаний закономерностей развития организма ребенка на разных этапах онтогенеза от рождения до юношеского возраста.


Выявлены связи параметров ЭЭГ на разных стадиях онтогенеза ребенка с качественными структурными и функциональными преобразованиями нейронных сетей коры и глубинных образований головного мозга. Исследование суммарной электрической активности мозга детей и подростков с помощью специально разработанного под руководством Р.И. Мачинской структурного анализа позволило выделить ЭЭГ — критерии соответствия возрасту уровня развития электрической активности коры головного мозга и глубинных структур у детей от 5 лет до подросткового возраст, которые используются в практике индивидуальной междисциплинарной диагностики развития детей. Полученные результаты легли в основу компьютерной диагностической системы «ЭЭГ-Эксперт», на которую получено авторское свидетельство (№ 2006611586, Автоматизированная диагностическая система «ЭЭГ-эксперт»)

Исследования ритмической электрической активности мозга (ЭЭГ) и связанных с событиями потенциалов (ССП) у детей 
от 3 до 16 лет в процессе когнитивной деятельности 
(при зрительном восприятии, произвольном избирательном внимании, рабочей памяти, зрительно-пространственной
и вербальной деятельности) позволили обнаружить особенности системной мозговой организации познавательных процессов в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. В ходе этих исследований за время существования лаборатории были выявлены основные закономерности формирования функциональной организации мозга человека и определены критические и сенситивные периоды в развитии нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности. Показана роль индивидуальных особенностей функционального созревания регуляторных систем мозга разного уровня в этих процессах.

На основе междисциплинарных нейрофизиологических
и нейропсихологических исследований было показано, 
что СДВГ не имеет единой этиологии и может быть следствием неоптимального состояния различных регуляторных систем мозга. В частности, была выявлена связь между симптомами СДВГ и неоптимальным функционированием мозговых систем неспецифической активации, структур правого полушария
и фронто-таламической системы.

В исследованиях лаборатории показано, что существенную роль в возникновении «подростковых» проблем играют возрастные изменения мозговых систем произвольного контроля и эмоционально-мотивационной регуляции.
Междисциплинарные исследования (анализ электроэнцефалограммы -ЭЭГ, нейропсихологическое обследование, поведенческий эксперимент, анкетирование) выявили у детей и подростков в возрасте от 9 до 16 лет гетерохронные изменения активности глубинных и корковых звеньев регуляторных систем мозга, которые сопровождаются как прогрессивными изменениями когнитивных функций, так и различными формами учебной и социальной дезадаптации






Образование
Повышение квалификации
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=83400
Рецензирование
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1993 года