Анализ возрастных преобразований нейронных сетей мозга
в состоянии спокойного бодрствования (resting state networks) как оптимального фона для процессов обработки информации. В том числе выявление влияния возрастных и индивидуальных особенностей регуляторных систем мозга на нейронные сети покоя;
Изучение возрастных особенностей мозгового обеспечения управляющих функций (executive functions), осуществляющих контроль целенаправленного поведения, в частности, предвосхищающего внимания, рабочей памяти, планирования произвольных действий на разных этапах онтогенеза;
Выявление нейрофизиологических факторов когнитивных дефицитов и рисков девиантного поведения у детей
и подростков;
Оценка индивидуальных особенностей когнитивного развития на основе сопоставления результатов нейропсихологического обследования когнитивных функций
и электроэнцефалографического (ЭЭГ) анализа функционального состояния коры и глубинных структур мозга.
Исследование нейрофизиологических механизмов взаимодействия когнитивных и эмоционально-мотивационных компонентов деятельности на разных этапах развития детей и подростков как основы успешного обучения и социальной адаптации на разных этапах развития детей и подростков.
Контакты:
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Рецензирование
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1993 года
Контакты:
Контакты:
Образование
Профессиональные интересы
Публикации
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года
Контакты:
Образование
Повышение квалификации
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2000 года
Контакты:
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года
Контакты:
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2015 года
Контакты:
Образование
Повышение квалификации
Профессиональные интересы
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития была создана в 1964 г. в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка, который в то время назывался «НИИ возрастной физиологии и физического воспитания Академии педагогических наук РСФСР». Институт был организован в 1944 году для разработки естественно-научной платформы послевоенной реабилитации детей, сохранения их здоровья и совершенствования системы образования на основе знаний закономерностей развития организма ребенка на разных этапах онтогенеза от рождения до юношеского возраста.
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития была создана в 1964 г. в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка, который в то время назывался «НИИ возрастной физиологии и физического воспитания Академии педагогических наук РСФСР». Институт был организован в 1944 году для разработки естественно-научной платформы послевоенной реабилитации детей, сохранения их здоровья и совершенствования системы образования на основе знаний закономерностей развития организма ребенка на разных этапах онтогенеза от рождения до юношеского возраста.
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития была создана в 1964 г. в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка, который в то время назывался «НИИ возрастной физиологии и физического воспитания Академии педагогических наук РСФСР». Институт был организован в 1944 году для разработки естественно-научной платформы послевоенной реабилитации детей, сохранения их здоровья и совершенствования системы образования на основе знаний закономерностей развития организма ребенка на разных этапах онтогенеза от рождения до юношеского возраста.
Выявлены связи параметров ЭЭГ на разных стадиях онтогенеза ребенка с качественными структурными и функциональными преобразованиями нейронных сетей коры и глубинных образований головного мозга. Исследование суммарной электрической активности мозга детей и подростков с помощью специально разработанного под руководством Р.И. Мачинской структурного анализа позволило выделить ЭЭГ — критерии соответствия возрасту уровня развития электрической активности коры головного мозга и глубинных структур у детей от 5 лет до подросткового возраст, которые используются в практике индивидуальной междисциплинарной диагностики развития детей. Полученные результаты легли в основу компьютерной диагностической системы «ЭЭГ-Эксперт», на которую получено авторское свидетельство (№ 2006611586, Автоматизированная диагностическая система «ЭЭГ-эксперт»)
Исследования ритмической электрической активности мозга (ЭЭГ) и связанных с событиями потенциалов (ССП) у детей
от 3 до 16 лет в процессе когнитивной деятельности
(при зрительном восприятии, произвольном избирательном внимании, рабочей памяти, зрительно-пространственной
и вербальной деятельности) позволили обнаружить особенности системной мозговой организации познавательных процессов в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. В ходе этих исследований за время существования лаборатории были выявлены основные закономерности формирования функциональной организации мозга человека и определены критические и сенситивные периоды в развитии нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности. Показана роль индивидуальных особенностей функционального созревания регуляторных систем мозга разного уровня в этих процессах.
На основе междисциплинарных нейрофизиологических
и нейропсихологических исследований было показано,
что СДВГ не имеет единой этиологии и может быть следствием неоптимального состояния различных регуляторных систем мозга. В частности, была выявлена связь между симптомами СДВГ и неоптимальным функционированием мозговых систем неспецифической активации, структур правого полушария
и фронто-таламической системы.
В исследованиях лаборатории показано, что существенную роль в возникновении «подростковых» проблем играют возрастные изменения мозговых систем произвольного контроля и эмоционально-мотивационной регуляции.
Междисциплинарные исследования (анализ электроэнцефалограммы -ЭЭГ, нейропсихологическое обследование, поведенческий эксперимент, анкетирование) выявили у детей и подростков в возрасте от 9 до 16 лет гетерохронные изменения активности глубинных и корковых звеньев регуляторных систем мозга, которые сопровождаются как прогрессивными изменениями когнитивных функций, так и различными формами учебной и социальной дезадаптации
© 2025 г. Все права защищены