Институт развития ребенка

Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Лабораторией выполняются исследования по проектам:

I.Проект: «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития»

Тема 1.: Влияние способа представления значимой информации при использовании цифровых технологий на мозговую организацию избирательного внимания и рабочей памяти у детей и подростков

Тема 2:. Экспериментальное исследование эффективности чтения (на основе анализа окуломоторной активности) у детей и подростковв зависимости от степени сформированности навыка и сложности текста

Тема 3. Экспериментальное исследование функционального состояния вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем у детей и подростков при разной продолжительности использования различных цифровых устройств (ноутбук, планшет) и бумажного носителя информации

Проект II.:  «Эмоционально-мотивационная регуляция когнитивной деятельности и поведения в критические периоды онтогенеза. Физиологические механизмы»

Тема 1: Исследование нейрофизиологических механизмов эмоционально-мотивационной регуляции когнитивной деятельности и поведения в критические периоды онтогенеза (6-8 лет и подростковый возраст)

Тема 2. Вегетативное, гормональное и гемодинамическое обеспечение эмоционально-мотивационных и когнитивных компонентов деятельности у детей 6-8 лет и подростков

Проект III: «Нейрофизиологические факторы школьной неуспешности и трудностей социальной адаптации у подростков»

Проект IV.: «Физическое, когнитивное развитие и здоровье обучающихся 1-4 классов в условиях социокультурной трансформации в Донецкой Народной Республике»

Проект V: «Исследование возрастной динамики развития систем организма детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом двигательной активности»

Мачинская Регина Ильинична

Заведующий лабораторией,
доктор биологических наук,член-корреспондент РАО

Контакты:

Подробнее

Образование

  • Психолог, преподаватель психологии (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии). Специализация — психофизиология

Профессиональные интересы

  • Когнитивная нейронаука, мозговые механизмы когнитивного развития, нейрофизиологические факторы когнитивных дефицитов у детей с трудностями обучения, мозговые механизмы регуляции когнитивной деятельности и поведения. ЭЭГ оценка индивидуальных особенностей функционального состояния головного мозга
  • Направления исследований:
    Основные фундаментальные исследования последних 5-ти лет посвящены изучению закономерностей формирования управляющих функций мозга (внимание, рабочая память, планирование) в восходящем онтогенезе от предшкольного до взрослого возраста.Прикладные исследования направлены на выявление нейрофизиологических факторов, лежащих в основе когнитивных дефицитов у детей и подростков с трудностями обучения и проблемами регуляции поведения, в том числе на оценку индивидуальных особенностей функционирования коры головного мозга и глубинных регуляторных структур.Во всех научных и прикладных исследованиях используется междисциплинарный подход, включающий анализ психометрических и/или нейропсихологических параметров когнитивной деятельности и электроэнцефалографических (ЭЭГ) показателей функционирования мозга в покое и во время решения когнитивных задачАвторским направлением в области нейрокогнитивных исследований является анализ роли модулирующих систем мозга разного уровня в формировании механизмов когнитивной деятельности. В рамках созданного направления выявлены мозговые механизмы и определены критические периоды в развитии произвольной регуляции деятельности у детей, показана роль индивидуальных особенностей функционального созревания модулирующих систем мозга в формировании избирательного внимания, рабочей памяти, зрительно-пространственных функций. Обнаружено специфическое влияние функциональной незрелости модулирующих систем мозга разного уровня на успешность обучения и особенности поведения детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Исследования в рамках этого направления способствуют выявлению мозговых основ школьной дезадаптации у детей без выраженной неврологической или психической патологии. Результаты многолетних электроэнцефалографических исследований послужили основанием для создания оригинальной экспертной системы нейрофизиологической оценки индивидуальных особенностей морфо-функционального созревания мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, на которую получено авторское свидетельство

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль имени Л.С. Выготского
  • Российской академии образования,
    Нагрудный знак «За верность профессии» Министерства Просвещения РФ
  • Ведомственная награда Министерства просвещения Российской Федерации нагрудный знак «За верность профессии». Приказ Минпросвещения России от 30.10.2023 № 354/н

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Мачинская Р. И., Курганский А. В. Корнеев А.А., Ломакин Д.И. МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ В ЗАДАЧАХ НА УДЕРЖАНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ: АНАЛИЗ ССП НА ИМПЕРАТИВНЫЙ СИГНАЛ// XXIV съезд физиологического общества им. И.П. Павлова. 11–15 сентября 2023 года. Сборник тезисов съезда. Санкт-Петербург
  • Мачинская Р.И. Риски школьной неуспешности в подростковом возрасте. Нейрофизиологический анализ//Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления. Книга для учителя / Автор.-сост. В.С. Басюк. – Москва: Просвещение, 2024. С. 82-95.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Фарбер Д.А., Горев А.С., Захарова М.Н., Ломакин Д.И., Корнеев А.А. Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / Под ред. Р.И. Мачинской и Д.А. Фарбер — М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с.
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Application of principles of cultural-historical neuropsychology to the study of typical development in preschoolers // Cuadernos de Neuropsicología / Panamerican Journal of Neuropsychology — 2023, Vol. 17 Nº 2 Special Issue 116 – 124. DOI: 10.7714/CNPS/17.2.208. WOS
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I.//Voluntary control of cognitive activity in preschool children: age-dependent changes from ages 3-4 to 4-5 //Psychology in Russia: State of the Art. 2023. Т. 16. № 3. С. 122-131.WOS
  • Захарова, М. Н., Мачинская Р.И., Агрис А.Р. Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18. – № 3. – С. 81-91. – DOI 10.17759/chp.202218031 WOS
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В, Мачинская Р. И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 19. – № 2. – С. 303-322. – DOI 10.17323/1813-8918-2022-2-303-322.WOS
  • Курганский А. В., Ломакин Д. И., Корнеев А. А., Мачинская Р. И. Мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2022. – Т. 72. – № 3. – С. 387-404. – DOI 10.31857/S0044467722030066. – EDN DDRYOS. WOS
  • Soto H.H., Solovieva Yu., Pelayo G.H., Rivas Z.X., Machinskaya R., Quintanar R.L., Hazin I. NEUROPSYCHOLOGICAL AND ELECTROPHYSIOLOGICAL PROFILES IN ADOLESCENTS WITH ADHD: A QUALITATIVE APPROACH//Cultural-Historical Psychology. 2022. Т. 18. № 2. С. 32-44.WOS

Ссылка на аккаунт в elibrary

Рецензирование

  • Психологические исследования
    Член редакционного совета
  • Neuroscience and Behavioral Physiology
    Член редакционной коллегии
  • Российский журнал когнитивной науки
    Член редакционного совета
  • Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова
    Заместитель главного редактора, член редколлегии
    2003-02-01
  • Новые исследования
    Член редакционного совета

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1993 года

Cотрудники лаборатории:

Курганский
Андрей Васильевич,

главный научный сотрудник, доктор биологических наук
Подробнее Образование
  • Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Специальность – физик
Профессиональные интересы
  • возрастная физиология, управляющие функции, рабочая память, управление движениями, двигательное научение, координация движений, электрофизиология, корковые функциональные связи, связанные с событиями потенциалы
Публикации за 2022-2024 гг.
  • Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. Запоминание вербальной и невербальной серийной информации детьми и взрослыми // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 21–22 июня 2023 г. — Москва: ООО Буки-Веди, 2023. — С. 196–201.
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В. Сравнительное исследование зрительной рабочей памяти при решении задач на воспроизведение серийно организованной информации у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 247–373.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Корнеев А.А., Ломакин Д.И. Мозговая организация рабочей памяти в задачах на удержание вербальных и зрительно-пространственных последовательностей: анализ ССП на императивный сигнал // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова : Сборник тезисов съезда, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. — Санкт-Петербург: ООО Издательство ВВМ, 2023. — С. 522–522.
  • Курганский А.В., Захарова М.Н., Каюмов Д.Д., Антонова С.Ю. Эффективность обнаружения тематических связей предметов детьми 3–6 лет // Физиология человека. — 2023. — Т. 49. № 4. — С. 5-15.
  • Курганский А. В., Ломакин Д. И., Корнеев А. А., Мачинская Р. И. Мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2022. — Т. 72, № 3. — С. 387–404.
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В., Мачинская Р. И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. — 2022. — Т. 19, № 2. — С. 303–322.
Ссылка на аккаунт в elibrary
  • Ссылка на личный аккаунт в e-library: https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=76879&pubrole=100&show_refs=1&show_option=2
  • ID ORCID: 0000-0001-7648-1996
  • ID SCOPUS: 36843285500
Верба
Алла Степановна,

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук
Подробнее

Образование

  • Университет Российской академии образования, 2000г., по специальности психолог-педагог.
  • МГПУ им.В.И.Ленина, 2003г., по специальности педагог-дефектолог, логопед.

Повышение квалификации

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, https://stepik.org/cert/1251843.
  • «Методы нейропсихологической диагностики и коррекции» (144 час.) с 24 июня 2023г. по 24 сентября 2023г.ЧОУ ДПО «Институт возрастной нейропсихологии», Удостоверение 772411791919, дата выдачи 02 октября 2023г., г. Москва, рег.номер 3335/У

Профессиональные интересы

  • Изучение закономерности развития детей дошкольного и школьного возраста в процессе обучения, психофизиологию развития познавательной деятельности детей на разных этапах возрастного развития, психофизиологические механизмы формирования базовых учебных навыков – письма и чтения, а также психофизиологические механизмы трудностей обучения;
  • Консультативно-методическую помощь педагогам и родителям;
  • Диагностика детей дошкольного возраста по определению готовности к школе и школьного возраста по проблемам школьных трудностей.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Соавтор «Энциклопедия родителей будущего первоклассника». Изд-во Росмэн-Пресс, 2008 г.
  • Соавтор Диагностического пособия для родителей и педагогов «Ориентиры развития ребенка» (4 части). Изд-во Просвещение-Союз, Москва, 2023 г.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Комплексная методика диагностики развития дошкольников 3-4 лет (36 – 51 мес.) // Перспективы науки и образования. – 2022.- № 4. – с. 337-354
  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Орлов К.В., Сергеева В.Е. Современные дошкольники 3-4 лет. – М. – 2022. – 40 с.
  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Иванов В.В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал, 2022. – 18(4). C. 5–17.
  • Филиппова Т.А., Верба А.С, Соколова Л.В. Особенности формирования компонентов речевого развития у дошкольников 4-7 лет // Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции им. проф. Н.Н. Трауготт «ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ», Санкт-Петербург, 24–26 октября 2022 года /Под общей редакцией Е.И. Гальпериной. Санкт-Петербург, 2022. — С. 148.
  • Верба А.С., Филиппова Т.А. Система педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников: ориентиры развития ребенка // Воспитатель ДОУ. – 2023. — № 8. – С. 6-13.
  • Филиппова Т.А., Верба А.С., Соколова Л.В. Возрастная динамика зрительного восприятия и зрительной памяти у дошкольников // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П.Павлова, Санкт-Петербург, 11-15 сентября 2023 / под общей редакцией член-корр. РАН, д.б.н. М.Л. Фирсова. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2023.-612 (286) с.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2000 года

  •  

Захарова
Марина Николаевна,

старший научный сотрудник

ПодробнееОбразование
  • Высшее психологическое образование (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005) Специальность «Клиническая психология»
  • Квалификация «Психолог, клинический психолог, преподаватель психологии»
Профессиональные интересы
  • Нейропсихология детского возраста
Публикации за 2022-2023 гг.
  • Захарова М.Н., Агрис А.Р. Возрастная динамика различных компонентов речевой системы и их связь с состоянием произвольной регуляции деятельности у старших дошкольников // Центральные механизмы речи. Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции им.проф.Н.Н, Трауготт/ под общ ред. Е.И. Гальпериной, СПб, 2022, с.53 РИНЦ
  • Захарова М.Н., Мачинская Р.И. «Возрастные изменения управляющих функций у детей 6-7 лет» / Журнал «Психологические исследования», т.15, №81, 2022. Ядро РИНЦ
  • Захарова М.Н., Мачинская Р.И., Агрис А.Р. Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 81–91. DOI: 10.17759/chp.2022180311/ Wos, Scopus
  • Курганский А.В., Захарова М.Н., Каюмов Д.Д., Антонова С.Ю., Софьина Е.П. Экспериментальная оценка некоторых особенностей, лежащих в основе когнитивного планирования у дошкольников 3-6 лет // Новые исследования, 2022. №2 (70), с.7-19. РИНЦ
  • Главы 4, 11 12 в книге «Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы» // МПСУ, Москва, 2023
  • Захарова М.Н., Агрис А.Р. Возрастная динамика различных компонентов речевой системы и их связь с состоянием управляющих функций мозга у старших дошкольников // Физиология человека. 2023. Том 49, №3? c/42-51. Scopus
  • Захарова М.Н., Агрис А.Р., Мачинская Р.И., Обухов Е.В., Хоштария Н.А. Возрастные изменения управляющих функций у детей 3–5 лет // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции, Москва, 21–22 июня 2023 года / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. — Москва: ООО «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. — С. 153-158.
  • Курганский А.В., Захарова М.Н., Каюмов Д.Д., Антонова С.Ю. Эффективность обнаружения тематических связей предметов детьми 3-6 лет // Физиология человека, 2023. Том 49, №3, с.1-11. Scopus
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Application of principles of cultural-historical neuropsychology to the study of typical development in preschoolers // Cuadernos de Neuropsicología / Panamerican Journal of Neuropsychology, 2023, Vol. 17, № 2 Special Issue 116 — 124 .DOI: 10.7714/CNPS/17.2.208
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Voluntary Control of Cognitive Activity in Preschool Children: Age-dependent Changes from Ages 3–4 to 4–5 // Psychology in Russia: State of the Art, 16(3), 122–131. DoI: 10.11621/pir.2023.0309 Wos, Scopus
Ссылка на аккаунт в elibrary Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года

Корнеев
Алексей Андреевич, 

старший научный сотрудник, кандидат психологических наук

Подробнее

Образование

  • Психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Специальность – психолог, преподаватель психологии

Профессиональные интересы

  • Когнитивная психология, экспериментальная психология, нейропсихология, статистические методы обработки данных психологических исследований

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Битюцкая Е. В., Корнеев А. А. Диагностика субъективного оценивания трудных жизненных задач // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2023. — № 1. — С. 152–172.
  • Бочавер А. А., Корнеев А. А., Хломов К. Д. Опросник поведенческих норм и школьного климата // Вопросы образования. — 2023. — № 4. — С. 55-86.
  • Величковский Б.Б., Марченко О.П., Корнеев А.А., Чистяков И.М., Прутько Г.В. Зрительная и вербальная рабочая память при обработке эмоционально окрашенных стимулов // Вопросы психологии. — 2023. — № 3. — С. 116-126
  • Корнеев А. А. Прогностическое значение различных показателей состояния регуляторных функций мозга для оценки вероятности проявлений девиантного поведения у подростков // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 501–524.
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В. Сравнительное исследование зрительной рабочей памяти при решении задач на воспроизведение серийно организованной информации у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 247–373.
  • Корнеев А. А., Матвеева Е. Ю., Ахутина Т. В. Роль функций программирования и контроля и переработки зрительно-пространственной информации в выполнении компьютерных нейропсихологических методик у детей 6-9 лет // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 21–22 июня 2023 г / Под ред. А. Я. Койфман, Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. — Москва: ООО Буки-Веди, 2023. — С. 202–207.
  • Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. Запоминание вербальной и невербальной серийной информации детьми и взрослыми // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 21–22 июня 2023 г. — Москва: ООО Буки-Веди, 2023. — С. 196–201.
  • Ломакин И., Корнеев А. А. Склонность к принятию рискованных решений у подростков с признаками девиантного поведения. Экспериментально-психологическое исследование на модели решения задач с подкреплением // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 393–408.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Корнеев А.А., Ломакин Д.И. Мозговая организация рабочей памяти в задачах на удержание вербальных и зрительно-пространственных последовательностей: анализ ССП на императивный сигнал // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова : Сборник тезисов съезда, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. — Санкт-Петербург: ООО Издательство ВВМ, 2023. — С. 522–522.
  • Нуркова В. В., Корнеев А. А., Ш У. Гедонистический потенциал негативных воспоминаний: сюжет и когнитивные стратегии саморегуляции эмоций // Вопросы психологии. — 2023. — Т. 69, № 1. — С. 92–109.
  • Букинич А.М., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Ахутина Т.В., Гусев А.Н., Кремлев А.Е. Структурный анализ результатов нейропсихологического обследования детей 6—9 лет // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. С. 21–31.
  • Корнеев А. А., Ахутина Т. В., Матвеева Е. Ю. Кластеризация нейропсихологических данных: оценка соотношения состояния когнитивных функций у детей 6–9 лет // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. — 2022. — № 3. — С. 117–126.
  • Корнеев А. А., Ахутина Т. В., Матвеева Е. Ю. Нейропсихологическое исследование слухоречевой памяти у детей 6–9 лет // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция Центральные механизмы речи им. проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 24–26 октября 2022 г.: Сборник материалов конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербург, 2022. — С. 72–72.
  • Корнеев А. А., Букинич А. М., Матвеева Е. Ю. , Ахутина Т. В. Оценка управляющих функций и функций регуляции активности у детей 6-9 лет: конфирматорный факторный анализ данных нейропсихологического обследования / // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2022. — № 1. — С. 53–92.
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В., Мачинская Р. И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. — 2022. — Т. 19, № 2. — С. 303–322.
  • Курганский А. В., Ломакин Д. И., Корнеев А. А., Мачинская Р. И. Мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2022. — Т. 72, № 3. — С. 387–404.
  • Нартова-Бочавер С. К., Корнеев А. А., Резниченко С. И. Краткая версия опросника аутентичности Керниса-Голдмана: адаптация в России // Консультативная психология и психотерапия. — 2022. — Т. 30, № 3. — С. 150–171.
  • Bochaver A. A., Korneev A. A., Khlomov K. D. School climate questionnaire: A new tool for assessing the school environment // Frontiers in psychology. — 2022. — Vol. 13. — P. 871466.
  • Bochaver A., Denisse N.-R. C., Korneev A., Ángel L., Khlomov K., Vera N., Sheri B.. A comparative study of youth victimization during covid-19 lockdowns in Mexico and Russia // Psychology society & education. — 2022. — Vol. 14, no. 3. — P. 38–47.
  • Nartova-Bochaver S. K., Donat M., Ucar G. K., Korneev A. A., Heidmets M. E., Kamble S., Khachatryan N., Kryazh I. V., Larionow P., Rodríguez-González D., Serobyan A., Zhou C., Clayton S.The role of environmental identity and individualism/collectivism in predicting climate change denial: Evidence from nine countries // Journal of Environmental Psychology. — 2022. — Vol. 84. — P. 101899.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2011 года

  •  

Кочеткова 
Екатерина Владимировна,

старший научный сотрудник

Подробнее Образование
  • Кандидат экономических наук. Центральный экономико-математический институт РАН. Экономист
Повышение квалификации
  • Анализ данных на Python и базы данных (SQL) (288 ч.), РАНХиГС. Диплом о профессиональной переподготовке 0000017402, Регистрационный номер 04547-2023-Д-ИОН, Дата выдачи 01 августа 2023 г.
Профессиональные интересы
  • Экономико-математическое моделирование, когнитивная нейрофизиология
Публикации за 2022-2024 гг.
  • Варшавский А.Е., Комкина Т.А., Кочеткова Е.В., Дубинина М.Г., Дубинина В.В., Кузнецова М.С. Анализ показателей развития и распространения высокотехнологичной продукции (на примере робототехники и мобильных устройств) // Экономический анализ: теория и практика. 2022. Т. 21. № 10 (529). С. 1951-1978. DOI: 10.24891/ea.21.10.1951
  • Кочеткова Е.В. Тенденции развития антропоморфной робототехники // Концепции, 2022. №1. С.39-52.
Ссылка на аккаунт в elibrary
  • Ссылка на личный аккаунт в e-library: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=774340
  • SPIN-код: 4099-8436
  • AuthorID: 774340

Талалай
Илья Витальевич,

старший научный сотрудник, кандидат психологических наук

Подробнее

Образование

  • Психолог, преподаватель психологии (со знанием английского и немецкого языков)

Профессиональные интересы

  • Когнитивная психология;
  • Психофизиология;
  • Разработка экспериментальных моделей с использованием метода электроэнцефалографии;
  • Управляющие функции;
  • Имплицитное научение;
  • Исследование мозговой организации предвосхищающего внимания на разных этапах онтогенеза.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарственное письмо за поддержку и деятельное участие в работе II Конгресса молодых ученых (Сириус)

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Talalay, I. V. The development of sustained, selective, and divided attention in school-age children / I. V. Talalay // Psychology in the Schools. – 2024. – Vol. Х, No. Х. – P. ХХ-ХХ (принято в печать)
  • Талалай, И. В. Оценка эффективности различных компонентов внимания у детей 13-14 лет с помощью компьютеризированной батареи тестов / И. В. Талалай // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции, Москва, 21–22 июня 2023 года / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. — Москва: ООО «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. — С. 454-458.
  • Талалай, И. В. Исследование связи между эффективностью различных компонентов внимания, использованием цифровых устройств и успеваемостью у детей 10-12 лет / И. В. Талалай // Новые исследования. – 2022. – № 1(69). – С. 56-75. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-69-1-56-75.
  • Talalay, I. V. The Assessment of Different Types of Attention in Children Using a Computerized Test Battery / I. V. Talalay // Lurian Journal. – 2022. – Vol. 3, No. 1. – P. 29-35. – DOI 10.15826/Lurian.2022.3.1.2.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года

  •  
Адамовская Оксана Николаевна

Адамовская
Оксана Николаевна,

ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского, специальность биология-химия, 1991-1996
  • Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», аспирантура, 2004-2007

Повышение квалификации

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт.Сертификат https://stepik.org/cert/1253028, Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС
  • Пожарная безопасность для руководителей и ответственных лиц.
    Удостоверение о повышении квалификации № У2023341066 от 01.11.2023, Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион»

Профессиональные интересы

  • Исследование адаптации детей и подростков к учебным нагрузкам, в том числе при использовании информационно-компьютерных технологий; нейрогуморальная регуляция когнитивной деятельности; вегетативное обеспечение рабочей памяти при запоминании эмоционально окрашенной информации; возрастная физиология сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Нейровегетативная и гуморальная регуляция когнитивной деятельности у подростков при использовании электронных устройств// Acta biomedica scientifica (Scopus) – в печати
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Компьютерные технологии в начальной школе// Методические материалы. В 5-ти частях
    Часть 2. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. — Сер. Компьютерные технологии в образовании. 2023
  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативное обеспечение рабочей памяти (РП) при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13-14 лет// Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. — С. 279.
  • Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации//Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. — С. 286-287.
  • Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В. Функциональное состояние организма школьников при использовании электронных средств обучения//Современные здоровьесберегающие технологии. 2022. — № 4. — С. 11-22.
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке// Журнал медико-биологических исследований. 2022.- Т. 10. № 1. — С. 24-33.
  • Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке//Acta Biomedica Scientifica. 2022. — Т. 7. № 3. — С. 169-179.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с марта 2006 г. (2004-2007 – аспирантура)

  •  

Филиппова
Татьяна Андреевна,

ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

 

Ломакин
Дмитрий Игоревич,

научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Философ. Преподаватель философии., МГУ им. Ломоносова, философский факультет

Профессиональные интересы

  • Возрастная психофизиология

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Ломакин Д.И. Функциональное состояние мозговых систем эмоционально-мотивационной регуляции и склонность к риску у подростков // Физиология человека. 2023. Т. 49. № 5. С. 25-35.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Корнеев А.А., Ломакин Д.И. Мозговая организация рабочей памяти в задачах на удержание вербальных и зрительно-пространственных последовательностей: анализ ССП на императивный сигнал // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. ИП Павлова. 2023. С. 522-522.
  • Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / под ред. Р. И. Мачинской, Д. А. Фарбер. — М. : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с.
    • Мачинская Р. И., Захарова М. Н., Ломакин Д. И. Глава 4. Состояние регуляторных систем мозга и эффективность произвольной регуляции деятельности у детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Нейрофизиологический и нейропсихологический анализ
    • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В. Глава 8. Сравнительное исследование зрительной рабочей памяти при решении задач на воспроизведение серийно организованной информации у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых
    • Ломакин Д. И. Глава 9. Подростковый возраст и склонность к девиантному поведению
    • Ломакин Д. И., Корнеев А. А. Глава 10. Склонность к принятию рискованных решений у подростков с признаками девиантного поведения. Экспериментально-психологическое исследование на модели решения задач с подкреплением
    • Мачинская Р. И., Захарова М. Н., Ломакин Д. И. Глава 12. Влияние функционального состояния глубинных регуляторных систем мозга на произвольную регуляцию когнитивной деятельности и поведение у подростков
  • Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 2. С. 303-322.
  • Курганский А.В., Ломакин Д.И., Корнеев А.А., Мачинская Р.И. мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2022. Т. 72. № 3. С. 387-404.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2015 года

  •  

Рябкова
Татьяна Сергеевна,

младший научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Биолог (ЮФУ АБиБ ; МГУ им. М.В. Ломоносова «Фундаментальная и прикладная биология»)

Профессиональные интересы

  • Движения глаз, Окуломоторная активность (ОМА), Чтение, ЭЭГ 

Публикации:

  • Yu.N. Komkova, M.M. Bezrukikh, K.U. Babanova, T.S. Ryabkova, and A.G. Ustsova Eye Movements and Automatic Regulation of Cognitive Activity During Reading in Adolescence. Part I. Functional ‘’ Cost’’ of Cognitive Activity when Reading Text from the Screen in Adolescence // Human Physiology, 2024. DOI:10.1134/S0362119723600571

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2023 года

  •  
Хакимова Диана Маратовна,

младший научный сотрудник
Подробнее Образование
  • Клинический психолог (специализация «Нейропсихология и нейрореабилитация»), МГУ им. М.В. Ломоносова.
Повышение квалификации
  • «Инструменты оценки качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе ФГОС О у/о и ФГОС НОО ОВЗ» (24 час.), с 16.12.2022 по 18.01.2023 г., ГАОУ ДПО МЦКО, Удостоверение, ПК № 185329; дата выдачи 2023 г., г. Москва, рег.номер 03878-22/23-В-3Д-2/18.
  • «Нарушение чтения и письма у детей» (72 час.), ФГБОУ ВО Государственный институт им. А.С. Пушкина, Удостоверение 770400271202, дата выдачи 28.12.2021 г., г. Москва, рег.номер 13-21/10646.
Профессиональные интересы
  • Нейропсихология детского возраста, дети с трудностями обучения; нарушения чтения и письма в младшем школьном возрасте.

Лаборатория проводит комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования, занимаясь изучением самых актуальных проблем:

  1. Выявление основных закономерностей формирования мозгового обеспечения когнитивной деятельности и регуляции поведения у детей и подростков от 3 до 16 лет. В последние 5 лет исследования лаборатории сосредоточены на изучении формирования мозговых механизмов произвольной организации ментальной деятельности и поведения (управляющих функций мозга);
  2. Выявление нейрофизиологических факторов риска учебной и социальной дезадаптации в предшкольном, младшем школьном и подростковом возрасте;
  3. Разработка методологии междисциплинарной (нейропсихологической и нейрофизиологической) оценки индивидуальных особенностей познавательного развития детей и подростков в возрасте от 3 до 16 лет. В основе методологии – сопоставление ЭЭГ показателей индивидуальных особенностей функционального состояния коры и глубинных регуляторных структур мозга с нейропсихологическими показателями эффективности различных компонентов когнитивной деятельности. Теоретическая основа разрабатываемого подхода – принцип динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия;
  4. Разработка системы (батареи) компьютеризированных тестов для количественной оценки управляющих функций (внимания, рабочей памяти, когнитивного планирования, когнитивного торможения и переключения между когнитивными задачами) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель этих исследований – создание базы данных и системы стандартизированных оценок индивидуальных особенностей УФ для использования школьными психологами и специалистами центров диагностики и развития детей.

История создания

Лаборатория создана в 1964 году Деборой Ароновной Фарбер, доктором биологических наук, профессором, академиком Российской академии образования – основателем научной школы и отдельного направления возрастной физиологии – нейрофизиологии развития познавательной деятельности ребенка.

Деятельность лаборатории в области фундаментальных научных исследований направлена на изучение закономерностей формирования мозговых механизмов когнитивных функций у детей разного возраста и подростков. Когнитивные функции включают в себя обширный спектр операций преобразования информации: ее получение по сенсорным каналам, избирательную обработку и анализ различной степени сложности, занесение в память и извлечение из памяти, а также процессы регуляции обработки информации – различные виды внимания, планирования деятельности, принятие решений.

Знания основных закономерностей формирования мозговых механизмов когнитивной деятельности ребенка в процессе его индивидуального развития востребованы для решения актуальных вопросов воспитания, обучения и охраны здоровья детей, начиная с раннего периода развития и до достижения зрелости. Их значимость определяется необходимостью соответствия программ обучения, а также требований, предъявляемых к ребенку для их освоения, уровню развития базовых когнитивных процессов и функциональным возможностям ребенка.

Прикладные исследования лаборатории посвящены выявлению нейрофизиологических факторов трудностей обучения и проблем регуляции поведения у детей разного возраста и подростков.

Методологической основой фундаментальных и прикладных исследований лаборатории является представление о мозговых механизмах познавательных процессов как многокомпонентных функциональных системах (распределенных нейронных сетях), формирующихся в процессе активной деятельности для реализации ее целей и задач. В соответствии с функциональной классификацией структур мозга, предложенной А.Р. Лурия, и на основе данных современных нейрофизиологических исследований когнитивных процессов в структуре функциональных мозговых систем выделяются информационные составляющие, обеспечивающие обработку значимой модально-специфической информации и регуляторные составляющие, обеспечивающие изменения общего уровня активности, избирательную регуляцию, организацию и контроль деятельности. Регуляторные системы мозга осуществляют настройку нейронных сетей коры на обработку значимой для субъекта информации и подготовку к реализации программы действий. В состав регуляторных систем входят глубинные модулирующие структуры мозга, ассоциативные зоны коры и связи между ними. Информационные составляющие – это нейронные сети, основная функция которых состоит в обработке и интеграции качественно-специфичной информации. Основными свойствами функциональных систем мозга является их пластичность, зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей морфофункционального созревания отдельных корковых и подкорковых структур (динамическая локализация высших психических функций в онтогенезе), а также постепенность и разная скорость созревания нейронных сетей, реализующих различные аспекты когнитивной деятельности (гетерохрония развития).

Во всех научных и прикладных проектах лаборатории используется многоуровневый подход к исследованию когнитивных функций, т.е. сочетание анализа структуры и эффективности познавательных процессов на уровне деятельности и анализа параметров суммарной электрической активности мозга – электроэнцефалограммы (ЭЭГ), как в состоянии покоя, так и в процессе выполнения когнитивных заданий. Соотнесение показателей эффективности решения когнитивных задач в разных экспериментальных условиях с временными и топографическими особенностями электрической активности коры головного мозга дает возможность выделять функциональные мозговые системы, активность которых специфическим образом связана с реализацией регуляторных и информационных составляющих познавательной деятельности.

Основные публикации сотрудников лаборатории за 2020 – 2023 гг.

  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Фарбер Д.А., Горев А.С., Захарова М.Н., Ломакин Д.И., Корнеев А.А. Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / Под ред. Р.И. Мачинской и Д.А. Фарбер — М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с. — DOI: 10.51944/9785977010122

Основные публикации сотрудников лаборатории за 2020 – 2023 гг.

Статьи в рецензируемых журналах

Избранные публикации предыдущих лет

Монографии:

  • Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. (Ред) Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014.  440 с.
    Книгу можно скачать в электронной библиотеке по ссылке
  • Фарбер Д.А., Безруких М.М (Ред.) Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка. Изд-во Московского психолого- социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2009. 430 с.
  • Farber D. and Njiokiktjien C. (Eds.) Pediatric Behavioural Neurology vol. 4 Developing Brain and Cognition, 1993 

Статьи в рецензируемых журналах

Публикации для педагогов и родителей

Видеолекции

Лекция «Нейрофизиология когнитивного развития: направления и перспективы исследований
  • Мачинская Регина Ильинична, заведующий лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.