Анализ возрастных преобразований нейронных сетей мозга
в состоянии спокойного бодрствования (resting state networks) как оптимального фона для процессов обработки информации. В том числе выявление влияния возрастных и индивидуальных особенностей регуляторных систем мозга на нейронные сети покоя;
Изучение возрастных особенностей мозгового обеспечения управляющих функций (executive functions), осуществляющих контроль целенаправленного поведения, в частности, предвосхищающего внимания, рабочей памяти, планирования произвольных действий на разных этапах онтогенеза;
Выявление нейрофизиологических факторов когнитивных дефицитов и рисков девиантного поведения у детей
и подростков;
Оценка индивидуальных особенностей когнитивного развития на основе сопоставления результатов нейропсихологического обследования когнитивных функций
и электроэнцефалографического (ЭЭГ) анализа функционального состояния коры и глубинных структур мозга.
Исследование нейрофизиологических механизмов взаимодействия когнитивных и эмоционально-мотивационных компонентов деятельности на разных этапах развития детей и подростков как основы успешного обучения и социальной адаптации на разных этапах развития детей и подростков.
Мачинская Регина Ильинична
заведующий лабораторией,
доктор биологических наук,член-корреспондент РАО, профессор
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Рецензирование
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1993 года
Адамовская
Оксана Николаевна,
ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук
Образование
Повышение квалификации
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с марта 2006 г. (2004-2007 – аспирантура)
Филиппова
Татьяна Андреевна,
ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук
Образование
Образование
Повышение квалификации
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2000 года
Захарова
Марина Николаевна,
старший научный сотрудник
Образование
Профессиональные интересы
Публикации
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года
Корнеев
Алексей Андреевич,
старший научный сотрудник, кандидат психологических наук
Образование
Профессиональные интересы
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2011 года
Кочеткова
Екатерина Владимировна,
старший научный сотрудник, кандидат экономических наук
Талалай
Илья Витальевич,
старший научный сотрудник, кандидат психологических наук
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года
Ломакин
Дмитрий Игоревич,
научный сотрудник
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2015 года
Хакимова
Диана Маратовна,
научный сотрудник
Образование
Повышение квалификации
Профессиональные интересы
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения
Публикации за 2022-2024 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Рябкова
Татьяна Сергеевна,
младший научный сотрудник
Образование
Профессиональные интересы
Движения глаз, Окуломоторная активность (ОМА), Чтение, ЭЭГ
Публикации:
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2023 года
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития была создана в 1964 г. в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка, который в то время назывался «НИИ возрастной физиологии и физического воспитания Академии педагогических наук РСФСР». Институт был организован в 1944 году для разработки естественно-научной платформы послевоенной реабилитации детей, сохранения их здоровья и совершенствования системы образования на основе знаний закономерностей развития организма ребенка на разных этапах онтогенеза от рождения до юношеского возраста.
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития была создана в 1964 г. в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка, который в то время назывался «НИИ возрастной физиологии и физического воспитания Академии педагогических наук РСФСР». Институт был организован в 1944 году для разработки естественно-научной платформы послевоенной реабилитации детей, сохранения их здоровья и совершенствования системы образования на основе знаний закономерностей развития организма ребенка на разных этапах онтогенеза от рождения до юношеского возраста.
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития была создана в 1964 г. в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка, который в то время назывался «НИИ возрастной физиологии и физического воспитания Академии педагогических наук РСФСР». Институт был организован в 1944 году для разработки естественно-научной платформы послевоенной реабилитации детей, сохранения их здоровья и совершенствования системы образования на основе знаний закономерностей развития организма ребенка на разных этапах онтогенеза от рождения до юношеского возраста.
Выявлены связи параметров ЭЭГ на разных стадиях онтогенеза ребенка с качественными структурными и функциональными преобразованиями нейронных сетей коры и глубинных образований головного мозга. Исследование суммарной электрической активности мозга детей и подростков с помощью специально разработанного под руководством Р.И. Мачинской структурного анализа позволило выделить ЭЭГ — критерии соответствия возрасту уровня развития электрической активности коры головного мозга и глубинных структур у детей от 5 лет до подросткового возраст, которые используются в практике индивидуальной междисциплинарной диагностики развития детей. Полученные результаты легли в основу компьютерной диагностической системы «ЭЭГ-Эксперт», на которую получено авторское свидетельство (№ 2006611586, Автоматизированная диагностическая система «ЭЭГ-эксперт»)
Исследования ритмической электрической активности мозга (ЭЭГ) и связанных с событиями потенциалов (ССП) у детей
от 3 до 16 лет в процессе когнитивной деятельности
(при зрительном восприятии, произвольном избирательном внимании, рабочей памяти, зрительно-пространственной
и вербальной деятельности) позволили обнаружить особенности системной мозговой организации познавательных процессов в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. В ходе этих исследований за время существования лаборатории были выявлены основные закономерности формирования функциональной организации мозга человека и определены критические и сенситивные периоды в развитии нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности. Показана роль индивидуальных особенностей функционального созревания регуляторных систем мозга разного уровня в этих процессах.
На основе междисциплинарных нейрофизиологических
и нейропсихологических исследований было показано,
что СДВГ не имеет единой этиологии и может быть следствием неоптимального состояния различных регуляторных систем мозга. В частности, была выявлена связь между симптомами СДВГ и неоптимальным функционированием мозговых систем неспецифической активации, структур правого полушария
и фронто-таламической системы.
В исследованиях лаборатории показано, что существенную роль в возникновении «подростковых» проблем играют возрастные изменения мозговых систем произвольного контроля и эмоционально-мотивационной регуляции.
Междисциплинарные исследования (анализ электроэнцефалограммы -ЭЭГ, нейропсихологическое обследование, поведенческий эксперимент, анкетирование) выявили у детей и подростков в возрасте от 9 до 16 лет гетерохронные изменения активности глубинных и корковых звеньев регуляторных систем мозга, которые сопровождаются как прогрессивными изменениями когнитивных функций, так и различными формами учебной и социальной дезадаптации
© 2025 г. Все права защищены
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=83400
Рецензирование
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1993 года