...

Институт развития ребенка

Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Направления деятельности лаборатории

  • Анализ возрастных преобразований нейронных сетей мозга в состоянии спокойного бодрствования (resting state networks) как оптимального фона для процессов обработки информации. В том числе выявление влияния возрастных и индивидуальных особенностей регуляторных систем мозга на нейронные сети покоя
  • Изучение возрастных особенностей мозгового обеспечения управляющих функций (executive functions), осуществляющих контроль целенаправленного поведения, в частности, предвосхищающего внимания, рабочей памяти, планирования произвольных действий на разных этапах онтогенеза;
  • Выявление нейрофизиологических факторов когнитивных дефицитов и рисков девиантного поведения у детей и подростков;
  • Оценка индивидуальных особенностей когнитивного развития на основе сопоставления результатов нейропсихологического обследования когнитивных функций и электроэнцефалографического (ЭЭГ) анализа функционального состояния коры и глубинных структур мозга.
  • Новое направление: исследование нейрофизиологических механизмов взаимодействия когнитивных и эмоционально-мотивационных компонентов деятельности на разных этапах развития детей и подростков как основы успешного обучения и социальной адаптации на разных этапах развития детей и подростков.

В основе всех многолетних исследований лаборатории лежат системный подход к анализу мозговых основ когнитивного развития, согласно которому целенаправленное поведение и когнитивные процессы обеспечиваются совместной активностью нейронных сетей, расположенных в разных структурах мозга, которые объединяются для достижения нужного субъекту результата в соответствии с его потребностями и мотивацией. Такие объединения принято называть функциональными системами мозга (термин впервые введенный П.К. Анохиным для объяснения адаптивного характера поведения животных и человека). Именно функциональные системы мозга, их морфофункциональная организация, закономерности их формирования на разных этапах развития ребенка, их связь с эффективностью различных компонентов когнитивной деятельности и особенностями учебной и социальной адаптации у детей и подростков являются предметом исследования лаборатории.  Основной метод исследования, который применяется в лаборатории для изучения мозга – электроэнцефалография (ЭЭГ) – регистрация и анализ суммарной электрической активности мозга с помощью датчиков расположенных на поверхности головы. В лаборатории используется как визуальный (экспертный) анализ паттернов ЭЭГ, так и различные численные (количественные методы) обработки биопотенциалов, основанные на применении математических моделей и преобразованиях сигналов ЭЭГ.

Понятие «функциональные систем мозга» используется нами в исследованиях лаборатории в широком смысле для обозначения динамичных объединений различных зон коры головного мозга и глубинных образований, которые складываются в соответствии с целями поведения субъекта, в случае когнитивной деятельности – для решения когнитивных задач. Необходимым условием выявления таких функциональных систем мозга является междисциплинарный подход, который подразумевает изучение структуры и эффективности самой познавательной деятельности и сопоставление параметров деятельности с параметрами активности различных мозговых структур.

Изучая функциональные системы мозга на разных этапах индивидуального развития и сопоставляя нейрофизиологические данные с результатами нейропсихологического и психометрического анализа когнитивной деятельности, мы пытаемся ответить на три основных вопроса: 

  • В какие периоды онтогенеза происходят существенные прогрессивные изменения мозговой организации базовых компонентов познавательной деятельности?
  • Как эти изменения связаны с преобразованиями самой когнитивной деятельности?
  • Как они связаны с возрастными и индивидуальными особенностями функционирования коры и глубинных регуляторных систем мозга? 

Таким образом, основная цель исследований лаборатории – получение новых фундаментальных знаний о работе мозга ребенка. Лаборатория, как и весь Институт развития, здоровья и адаптации ребенка (ранее Институт возрастной физиологии РАО) возникла и развивалась в структурах, связанных с системной образования РФ. Возникает естественный вопрос: как полученные на основе наших исследований знания могут быть использованы для организации образовательных процессов?

Ответ кроется в доказанной современной нейронаукой взаимной зависимости процессов созревания мозга и развития познавательной деятельности. Связующим звеном такого взаимного влияния является формирование функциональных систем мозга, обеспечивающих реализацию познавательных функций. В многолетних исследованиях нашей лаборатории и других лабораторий института показано, что эффективность когнитивной деятельности и ее качественное своеобразие на разных этапах развития ребенка зависят от морфофункциональной зрелости различных мозговых структур. И эта зависимость не может не учитываться при разработке образовательных программ. Еще Выготский отмечал, что невозможно обучать тому, чему ребенок обучаться не готов.

Но есть и другая сторона: как структура текущей когнитивной деятельности, так и индивидуальные особенности ее развития у ребенка оказывают влияние на формирование функциональных систем мозга, более того, на его морфофункциональное созревание. Особенности познавательного развитие, в том числе и в первую очередь, в процессе обучения могут как стимулировать, так и тормозить созревание мозговых систем, что в свою очередь сказывается на возможностях познавательного развития на следующем этапе онтогенеза. Эти факты, полученные в междисциплинарных нейрокогнитивных исследованиях, в разы повышают ответственность системы образования за познавательное и личностное развитие детей. А с другой стороны, они говорят о том, что правильно организованное обучение действительной может вести за собой развитие.

Другой важный практический момент – выявление причин трудностей обучения и проблем в поведении детей и подростков, обусловленных индивидуальными и возрастными особенностями функционирования мозга

Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Мачинская Регина Ильинична

Заведующий лабораторией,
доктор биологических наук,член-корреспондент РАО

Контакты:

Подробнее

Образование

  • Психолог, преподаватель психологии (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии). Специализация — психофизиология

Профессиональные интересы

  • Когнитивная нейронаука, мозговые механизмы когнитивного развития, нейрофизиологические факторы когнитивных дефицитов у детей с трудностями обучения, мозговые механизмы регуляции когнитивной деятельности и поведения. ЭЭГ оценка индивидуальных особенностей функционального состояния головного мозга
  • Направления исследований:
    Основные фундаментальные исследования последних 5-ти лет посвящены изучению закономерностей формирования управляющих функций мозга (внимание, рабочая память, планирование) в восходящем онтогенезе от предшкольного до взрослого возраста.Прикладные исследования направлены на выявление нейрофизиологических факторов, лежащих в основе когнитивных дефицитов у детей и подростков с трудностями обучения и проблемами регуляции поведения, в том числе на оценку индивидуальных особенностей функционирования коры головного мозга и глубинных регуляторных структур.Во всех научных и прикладных исследованиях используется междисциплинарный подход, включающий анализ психометрических и/или нейропсихологических параметров когнитивной деятельности и электроэнцефалографических (ЭЭГ) показателей функционирования мозга в покое и во время решения когнитивных задачАвторским направлением в области нейрокогнитивных исследований является анализ роли модулирующих систем мозга разного уровня в формировании механизмов когнитивной деятельности. В рамках созданного направления выявлены мозговые механизмы и определены критические периоды в развитии произвольной регуляции деятельности у детей, показана роль индивидуальных особенностей функционального созревания модулирующих систем мозга в формировании избирательного внимания, рабочей памяти, зрительно-пространственных функций. Обнаружено специфическое влияние функциональной незрелости модулирующих систем мозга разного уровня на успешность обучения и особенности поведения детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Исследования в рамках этого направления способствуют выявлению мозговых основ школьной дезадаптации у детей без выраженной неврологической или психической патологии. Результаты многолетних электроэнцефалографических исследований послужили основанием для создания оригинальной экспертной системы нейрофизиологической оценки индивидуальных особенностей морфо-функционального созревания мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, на которую получено авторское свидетельство

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)
  • Медаль имени Л.С. Выготского Российской академии образования,
  • Нагрудный знак «За верность профессии» Министерства Просвещения РФ
  • Ведомственная награда Министерства просвещения Российской Федерации нагрудный знак «За верность профессии». Приказ Минпросвещения России от 30.10.2023 № 354/н

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Мачинская Р. И., Курганский А. В. Корнеев А.А., Ломакин Д.И. МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ В ЗАДАЧАХ НА УДЕРЖАНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ: АНАЛИЗ ССП НА ИМПЕРАТИВНЫЙ СИГНАЛ// XXIV съезд физиологического общества им. И.П. Павлова. 11–15 сентября 2023 года. Сборник тезисов съезда. Санкт-Петербург
  • Мачинская Р.И. Риски школьной неуспешности в подростковом возрасте. Нейрофизиологический анализ//Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления. Книга для учителя / Автор.-сост. В.С. Басюк. – Москва: Просвещение, 2024. С. 82-95.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Фарбер Д.А., Горев А.С., Захарова М.Н., Ломакин Д.И., Корнеев А.А. Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / Под ред. Р.И. Мачинской и Д.А. Фарбер — М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с.
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Application of principles of cultural-historical neuropsychology to the study of typical development in preschoolers // Cuadernos de Neuropsicología / Panamerican Journal of Neuropsychology — 2023, Vol. 17 Nº 2 Special Issue 116 – 124. DOI: 10.7714/CNPS/17.2.208. WOS
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I.//Voluntary control of cognitive activity in preschool children: age-dependent changes from ages 3-4 to 4-5 //Psychology in Russia: State of the Art. 2023. Т. 16. № 3. С. 122-131.WOS
  • Захарова, М. Н., Мачинская Р.И., Агрис А.Р. Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18. – № 3. – С. 81-91. – DOI 10.17759/chp.202218031 WOS
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В, Мачинская Р. И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 19. – № 2. – С. 303-322. – DOI 10.17323/1813-8918-2022-2-303-322.WOS
  • Курганский А. В., Ломакин Д. И., Корнеев А. А., Мачинская Р. И. Мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2022. – Т. 72. – № 3. – С. 387-404. – DOI 10.31857/S0044467722030066. – EDN DDRYOS. WOS
  • Soto H.H., Solovieva Yu., Pelayo G.H., Rivas Z.X., Machinskaya R., Quintanar R.L., Hazin I. NEUROPSYCHOLOGICAL AND ELECTROPHYSIOLOGICAL PROFILES IN ADOLESCENTS WITH ADHD: A QUALITATIVE APPROACH//Cultural-Historical Psychology. 2022. Т. 18. № 2. С. 32-44.WOS

Ссылка на аккаунт в elibrary

Рецензирование

  • Психологические исследования
    Член редакционного совета
  • Neuroscience and Behavioral Physiology
    Член редакционной коллегии
  • Российский журнал когнитивной науки
    Член редакционного совета
  • Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова
    Заместитель главного редактора, член редколлегии
    2003-02-01
  • Новые исследования
    Член редакционного совета

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1993 года

Cотрудники лаборатории:

Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития
Верба
Алла Степановна,

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук
Подробнее

Образование

  • Университет Российской академии образования, 2000г., по специальности психолог-педагог.
  • МГПУ им.В.И.Ленина, 2003г., по специальности педагог-дефектолог, логопед.

Повышение квалификации

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, https://stepik.org/cert/1251843.
  • «Методы нейропсихологической диагностики и коррекции» (144 час.) с 24 июня 2023г. по 24 сентября 2023г.ЧОУ ДПО «Институт возрастной нейропсихологии», Удостоверение 772411791919, дата выдачи 02 октября 2023г., г. Москва, рег.номер 3335/У

Профессиональные интересы

  • Изучение закономерности развития детей дошкольного и школьного возраста в процессе обучения, психофизиологию развития познавательной деятельности детей на разных этапах возрастного развития, психофизиологические механизмы формирования базовых учебных навыков – письма и чтения, а также психофизиологические механизмы трудностей обучения;
  • Консультативно-методическую помощь педагогам и родителям;
  • Диагностика детей дошкольного возраста по определению готовности к школе и школьного возраста по проблемам школьных трудностей.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Соавтор «Энциклопедия родителей будущего первоклассника». Изд-во Росмэн-Пресс, 2008 г.
  • Соавтор Диагностического пособия для родителей и педагогов «Ориентиры развития ребенка» (4 части). Изд-во Просвещение-Союз, Москва, 2023 г.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Комплексная методика диагностики развития дошкольников 3-4 лет (36 – 51 мес.) // Перспективы науки и образования. – 2022.- № 4. – с. 337-354
  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Орлов К.В., Сергеева В.Е. Современные дошкольники 3-4 лет. – М. – 2022. – 40 с.
  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Иванов В.В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал, 2022. – 18(4). C. 5–17.
  • Филиппова Т.А., Верба А.С, Соколова Л.В. Особенности формирования компонентов речевого развития у дошкольников 4-7 лет // Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции им. проф. Н.Н. Трауготт «ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ», Санкт-Петербург, 24–26 октября 2022 года /Под общей редакцией Е.И. Гальпериной. Санкт-Петербург, 2022. — С. 148.
  • Верба А.С., Филиппова Т.А. Система педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников: ориентиры развития ребенка // Воспитатель ДОУ. – 2023. — № 8. – С. 6-13.
  • Филиппова Т.А., Верба А.С., Соколова Л.В. Возрастная динамика зрительного восприятия и зрительной памяти у дошкольников // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П.Павлова, Санкт-Петербург, 11-15 сентября 2023 / под общей редакцией член-корр. РАН, д.б.н. М.Л. Фирсова. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2023.-612 (286) с.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2000 года

  •  
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Захарова
Марина Николаевна,

старший научный сотрудник

ПодробнееОбразование
  • Высшее психологическое образование (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005) Специальность «Клиническая психология»
  • Квалификация «Психолог, клинический психолог, преподаватель психологии»
Профессиональные интересы
  • Нейропсихология детского возраста
Публикации за 2022-2023 гг.
  • Захарова М.Н., Агрис А.Р. Возрастная динамика различных компонентов речевой системы и их связь с состоянием произвольной регуляции деятельности у старших дошкольников // Центральные механизмы речи. Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции им.проф.Н.Н, Трауготт/ под общ ред. Е.И. Гальпериной, СПб, 2022, с.53 РИНЦ
  • Захарова М.Н., Мачинская Р.И. «Возрастные изменения управляющих функций у детей 6-7 лет» / Журнал «Психологические исследования», т.15, №81, 2022. Ядро РИНЦ
  • Захарова М.Н., Мачинская Р.И., Агрис А.Р. Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 81–91. DOI: 10.17759/chp.2022180311/ Wos, Scopus
  • Курганский А.В., Захарова М.Н., Каюмов Д.Д., Антонова С.Ю., Софьина Е.П. Экспериментальная оценка некоторых особенностей, лежащих в основе когнитивного планирования у дошкольников 3-6 лет // Новые исследования, 2022. №2 (70), с.7-19. РИНЦ
  • Главы 4, 11 12 в книге «Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы» // МПСУ, Москва, 2023
  • Захарова М.Н., Агрис А.Р. Возрастная динамика различных компонентов речевой системы и их связь с состоянием управляющих функций мозга у старших дошкольников // Физиология человека. 2023. Том 49, №3? c/42-51. Scopus
  • Захарова М.Н., Агрис А.Р., Мачинская Р.И., Обухов Е.В., Хоштария Н.А. Возрастные изменения управляющих функций у детей 3–5 лет // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции, Москва, 21–22 июня 2023 года / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. — Москва: ООО «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. — С. 153-158.
  • Курганский А.В., Захарова М.Н., Каюмов Д.Д., Антонова С.Ю. Эффективность обнаружения тематических связей предметов детьми 3-6 лет // Физиология человека, 2023. Том 49, №3, с.1-11. Scopus
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Application of principles of cultural-historical neuropsychology to the study of typical development in preschoolers // Cuadernos de Neuropsicología / Panamerican Journal of Neuropsychology, 2023, Vol. 17, № 2 Special Issue 116 — 124 .DOI: 10.7714/CNPS/17.2.208
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Voluntary Control of Cognitive Activity in Preschool Children: Age-dependent Changes from Ages 3–4 to 4–5 // Psychology in Russia: State of the Art, 16(3), 122–131. DoI: 10.11621/pir.2023.0309 Wos, Scopus
Ссылка на аккаунт в elibraryРаботает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Талалай
Илья Витальевич,

старший научный сотрудник, кандидат психологических наук

Подробнее

Образование

  • Психолог, преподаватель психологии (со знанием английского и немецкого языков)

Профессиональные интересы

  • Когнитивная психология;
  • Психофизиология;
  • Разработка экспериментальных моделей с использованием метода электроэнцефалографии;
  • Управляющие функции;
  • Имплицитное научение;
  • Исследование мозговой организации предвосхищающего внимания на разных этапах онтогенеза.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль Российской академии образования «Молодым учёным за успехи в науке» 2024 года в номинации «За научные достижения в сфере практической психолого-педагогической деятельности, в том числе коррекционной педагогики».
  • Почетная грамота Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5).
  • Благодарственное письмо за поддержку и деятельное участие в работе II Конгресса молодых ученых (Сириус).

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Talalay, I. V. The development of sustained, selective, and divided attention in school-age children / I. V. Talalay // Psychology in the Schools. – 2024. – Vol. Х, No. Х. – P. ХХ-ХХ (принято в печать)
  • Талалай, И. В. Оценка эффективности различных компонентов внимания у детей 13-14 лет с помощью компьютеризированной батареи тестов / И. В. Талалай // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции, Москва, 21–22 июня 2023 года / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. — Москва: ООО «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. — С. 454-458.
  • Талалай, И. В. Исследование связи между эффективностью различных компонентов внимания, использованием цифровых устройств и успеваемостью у детей 10-12 лет / И. В. Талалай // Новые исследования. – 2022. – № 1(69). – С. 56-75. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-69-1-56-75.
  • Talalay, I. V. The Assessment of Different Types of Attention in Children Using a Computerized Test Battery / I. V. Talalay // Lurian Journal. – 2022. – Vol. 3, No. 1. – P. 29-35. – DOI 10.15826/Lurian.2022.3.1.2.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года

  •  
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Филиппова
Татьяна Андреевна,

ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

 

Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Ломакин
Дмитрий Игоревич,

научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Философ. Преподаватель философии., МГУ им. Ломоносова, философский факультет

Профессиональные интересы

  • Возрастная психофизиология

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарственное письмо Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Ломакин Д.И. Функциональное состояние мозговых систем эмоционально-мотивационной регуляции и склонность к риску у подростков // Физиология человека. 2023. Т. 49. № 5. С. 25-35.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Корнеев А.А., Ломакин Д.И. Мозговая организация рабочей памяти в задачах на удержание вербальных и зрительно-пространственных последовательностей: анализ ССП на императивный сигнал // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. ИП Павлова. 2023. С. 522-522.
  • Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / под ред. Р. И. Мачинской, Д. А. Фарбер. — М. : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с.
    • Мачинская Р. И., Захарова М. Н., Ломакин Д. И. Глава 4. Состояние регуляторных систем мозга и эффективность произвольной регуляции деятельности у детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Нейрофизиологический и нейропсихологический анализ
    • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В. Глава 8. Сравнительное исследование зрительной рабочей памяти при решении задач на воспроизведение серийно организованной информации у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых
    • Ломакин Д. И. Глава 9. Подростковый возраст и склонность к девиантному поведению
    • Ломакин Д. И., Корнеев А. А. Глава 10. Склонность к принятию рискованных решений у подростков с признаками девиантного поведения. Экспериментально-психологическое исследование на модели решения задач с подкреплением
    • Мачинская Р. И., Захарова М. Н., Ломакин Д. И. Глава 12. Влияние функционального состояния глубинных регуляторных систем мозга на произвольную регуляцию когнитивной деятельности и поведение у подростков
  • Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 2. С. 303-322.
  • Курганский А.В., Ломакин Д.И., Корнеев А.А., Мачинская Р.И. мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2022. Т. 72. № 3. С. 387-404.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2015 года

  •  
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития
Верба
Алла Степановна,

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук
Подробнее

Образование

  • Университет Российской академии образования, 2000г., по специальности психолог-педагог.
  • МГПУ им.В.И.Ленина, 2003г., по специальности педагог-дефектолог, логопед.

Повышение квалификации

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, https://stepik.org/cert/1251843.
  • «Методы нейропсихологической диагностики и коррекции» (144 час.) с 24 июня 2023г. по 24 сентября 2023г.ЧОУ ДПО «Институт возрастной нейропсихологии», Удостоверение 772411791919, дата выдачи 02 октября 2023г., г. Москва, рег.номер 3335/У

Профессиональные интересы

  • Изучение закономерности развития детей дошкольного и школьного возраста в процессе обучения, психофизиологию развития познавательной деятельности детей на разных этапах возрастного развития, психофизиологические механизмы формирования базовых учебных навыков – письма и чтения, а также психофизиологические механизмы трудностей обучения;
  • Консультативно-методическую помощь педагогам и родителям;
  • Диагностика детей дошкольного возраста по определению готовности к школе и школьного возраста по проблемам школьных трудностей.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Соавтор «Энциклопедия родителей будущего первоклассника». Изд-во Росмэн-Пресс, 2008 г.
  • Соавтор Диагностического пособия для родителей и педагогов «Ориентиры развития ребенка» (4 части). Изд-во Просвещение-Союз, Москва, 2023 г.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Комплексная методика диагностики развития дошкольников 3-4 лет (36 – 51 мес.) // Перспективы науки и образования. – 2022.- № 4. – с. 337-354
  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Орлов К.В., Сергеева В.Е. Современные дошкольники 3-4 лет. – М. – 2022. – 40 с.
  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Иванов В.В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал, 2022. – 18(4). C. 5–17.
  • Филиппова Т.А., Верба А.С, Соколова Л.В. Особенности формирования компонентов речевого развития у дошкольников 4-7 лет // Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции им. проф. Н.Н. Трауготт «ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ», Санкт-Петербург, 24–26 октября 2022 года /Под общей редакцией Е.И. Гальпериной. Санкт-Петербург, 2022. — С. 148.
  • Верба А.С., Филиппова Т.А. Система педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников: ориентиры развития ребенка // Воспитатель ДОУ. – 2023. — № 8. – С. 6-13.
  • Филиппова Т.А., Верба А.С., Соколова Л.В. Возрастная динамика зрительного восприятия и зрительной памяти у дошкольников // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И.П.Павлова, Санкт-Петербург, 11-15 сентября 2023 / под общей редакцией член-корр. РАН, д.б.н. М.Л. Фирсова. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2023.-612 (286) с.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2000 года

  •  
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Талалай
Илья Витальевич,

старший научный сотрудник, кандидат психологических наук

Подробнее

Образование

  • Психолог, преподаватель психологии (со знанием английского и немецкого языков)

Профессиональные интересы

  • Когнитивная психология;
  • Психофизиология;
  • Разработка экспериментальных моделей с использованием метода электроэнцефалографии;
  • Управляющие функции;
  • Имплицитное научение;
  • Исследование мозговой организации предвосхищающего внимания на разных этапах онтогенеза.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль Российской академии образования «Молодым учёным за успехи в науке» 2024 года в номинации «За научные достижения в сфере практической психолого-педагогической деятельности, в том числе коррекционной педагогики».
  • Почетная грамота Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5).
  • Благодарственное письмо за поддержку и деятельное участие в работе II Конгресса молодых ученых (Сириус).

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Talalay, I. V. The development of sustained, selective, and divided attention in school-age children / I. V. Talalay // Psychology in the Schools. – 2024. – Vol. Х, No. Х. – P. ХХ-ХХ (принято в печать)
  • Талалай, И. В. Оценка эффективности различных компонентов внимания у детей 13-14 лет с помощью компьютеризированной батареи тестов / И. В. Талалай // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции, Москва, 21–22 июня 2023 года / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. — Москва: ООО «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. — С. 454-458.
  • Талалай, И. В. Исследование связи между эффективностью различных компонентов внимания, использованием цифровых устройств и успеваемостью у детей 10-12 лет / И. В. Талалай // Новые исследования. – 2022. – № 1(69). – С. 56-75. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-69-1-56-75.
  • Talalay, I. V. The Assessment of Different Types of Attention in Children Using a Computerized Test Battery / I. V. Talalay // Lurian Journal. – 2022. – Vol. 3, No. 1. – P. 29-35. – DOI 10.15826/Lurian.2022.3.1.2.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года

  •  
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития
ХакимоваДиана Маратовна,

младший научный сотрудник
ПодробнееОбразование
  • Клинический психолог (специализация «Нейропсихология и нейрореабилитация»), МГУ им. М.В. Ломоносова.
Повышение квалификации
  • «Инструменты оценки качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе ФГОС О у/о и ФГОС НОО ОВЗ» (24 час.), с 16.12.2022 по 18.01.2023 г., ГАОУ ДПО МЦКО, Удостоверение, ПК № 185329; дата выдачи 2023 г., г. Москва, рег.номер 03878-22/23-В-3Д-2/18.
  • «Нарушение чтения и письма у детей» (72 час.), ФГБОУ ВО Государственный институт им. А.С. Пушкина, Удостоверение 770400271202, дата выдачи 28.12.2021 г., г. Москва, рег.номер 13-21/10646.
Профессиональные интересы
  • Нейропсихология детского возраста, дети с трудностями обучения; нарушения чтения и письма в младшем школьном возрасте.
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития
Курганский
Андрей Васильевич,

главный научный сотрудник, доктор биологических наук
Подробнее

Образование

  • Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Специальность – физик

Профессиональные интересы

  • возрастная физиология, управляющие функции, рабочая память, управление движениями, двигательное научение, координация движений, электрофизиология, корковые функциональные связи, связанные с событиями потенциалы

Награды, поощрения, достижения

  • Медаль имени Л.С. Выготского Российской академии образования, 2024 (Постановление Президиума РАО от 26.09.2024 № 6/5)

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. Запоминание вербальной и невербальной серийной информации детьми и взрослыми // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 21–22 июня 2023 г. — Москва: ООО Буки-Веди, 2023. — С. 196–201.
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В. Сравнительное исследование зрительной рабочей памяти при решении задач на воспроизведение серийно организованной информации у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 247–373.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Корнеев А.А., Ломакин Д.И. Мозговая организация рабочей памяти в задачах на удержание вербальных и зрительно-пространственных последовательностей: анализ ССП на императивный сигнал // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова : Сборник тезисов съезда, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. — Санкт-Петербург: ООО Издательство ВВМ, 2023. — С. 522–522.
  • Курганский А.В., Захарова М.Н., Каюмов Д.Д., Антонова С.Ю. Эффективность обнаружения тематических связей предметов детьми 3–6 лет // Физиология человека. — 2023. — Т. 49. № 4. — С. 5-15.
  • Курганский А. В., Ломакин Д. И., Корнеев А. А., Мачинская Р. И. Мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2022. — Т. 72, № 3. — С. 387–404.
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В., Мачинская Р. И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. — 2022. — Т. 19, № 2. — С. 303–322.

Ссылка на аккаунт в elibrary

  • Ссылка на личный аккаунт в e-library: https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=76879&pubrole=100&show_refs=1&show_option=2
  • ID ORCID: 0000-0001-7648-1996
  • ID SCOPUS: 36843285500
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Корнеев
Алексей Андреевич, 

старший научный сотрудник, кандидат психологических наук

Подробнее

Образование

  • Психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Специальность – психолог, преподаватель психологии

Профессиональные интересы

  • Когнитивная психология, экспериментальная психология, нейропсихология, статистические методы обработки данных психологических исследований

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Битюцкая Е. В., Корнеев А. А. Диагностика субъективного оценивания трудных жизненных задач // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2023. — № 1. — С. 152–172.
  • Бочавер А. А., Корнеев А. А., Хломов К. Д. Опросник поведенческих норм и школьного климата // Вопросы образования. — 2023. — № 4. — С. 55-86.
  • Величковский Б.Б., Марченко О.П., Корнеев А.А., Чистяков И.М., Прутько Г.В. Зрительная и вербальная рабочая память при обработке эмоционально окрашенных стимулов // Вопросы психологии. — 2023. — № 3. — С. 116-126
  • Корнеев А. А. Прогностическое значение различных показателей состояния регуляторных функций мозга для оценки вероятности проявлений девиантного поведения у подростков // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 501–524.
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В. Сравнительное исследование зрительной рабочей памяти при решении задач на воспроизведение серийно организованной информации у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 247–373.
  • Корнеев А. А., Матвеева Е. Ю., Ахутина Т. В. Роль функций программирования и контроля и переработки зрительно-пространственной информации в выполнении компьютерных нейропсихологических методик у детей 6-9 лет // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 21–22 июня 2023 г / Под ред. А. Я. Койфман, Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. — Москва: ООО Буки-Веди, 2023. — С. 202–207.
  • Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. Запоминание вербальной и невербальной серийной информации детьми и взрослыми // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 21–22 июня 2023 г. — Москва: ООО Буки-Веди, 2023. — С. 196–201.
  • Ломакин И., Корнеев А. А. Склонность к принятию рискованных решений у подростков с признаками девиантного поведения. Экспериментально-психологическое исследование на модели решения задач с подкреплением // Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. — Изд-во Московского психолого-социального университета Москва: 2023. — С. 393–408.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Корнеев А.А., Ломакин Д.И. Мозговая организация рабочей памяти в задачах на удержание вербальных и зрительно-пространственных последовательностей: анализ ССП на императивный сигнал // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова : Сборник тезисов съезда, Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 года. — Санкт-Петербург: ООО Издательство ВВМ, 2023. — С. 522–522.
  • Нуркова В. В., Корнеев А. А., Ш У. Гедонистический потенциал негативных воспоминаний: сюжет и когнитивные стратегии саморегуляции эмоций // Вопросы психологии. — 2023. — Т. 69, № 1. — С. 92–109.
  • Букинич А.М., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Ахутина Т.В., Гусев А.Н., Кремлев А.Е. Структурный анализ результатов нейропсихологического обследования детей 6—9 лет // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. С. 21–31.
  • Корнеев А. А., Ахутина Т. В., Матвеева Е. Ю. Кластеризация нейропсихологических данных: оценка соотношения состояния когнитивных функций у детей 6–9 лет // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. — 2022. — № 3. — С. 117–126.
  • Корнеев А. А., Ахутина Т. В., Матвеева Е. Ю. Нейропсихологическое исследование слухоречевой памяти у детей 6–9 лет // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция Центральные механизмы речи им. проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 24–26 октября 2022 г.: Сборник материалов конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербург, 2022. — С. 72–72.
  • Корнеев А. А., Букинич А. М., Матвеева Е. Ю. , Ахутина Т. В. Оценка управляющих функций и функций регуляции активности у детей 6-9 лет: конфирматорный факторный анализ данных нейропсихологического обследования / // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2022. — № 1. — С. 53–92.
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В., Мачинская Р. И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. — 2022. — Т. 19, № 2. — С. 303–322.
  • Курганский А. В., Ломакин Д. И., Корнеев А. А., Мачинская Р. И. Мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2022. — Т. 72, № 3. — С. 387–404.
  • Нартова-Бочавер С. К., Корнеев А. А., Резниченко С. И. Краткая версия опросника аутентичности Керниса-Голдмана: адаптация в России // Консультативная психология и психотерапия. — 2022. — Т. 30, № 3. — С. 150–171.
  • Bochaver A. A., Korneev A. A., Khlomov K. D. School climate questionnaire: A new tool for assessing the school environment // Frontiers in psychology. — 2022. — Vol. 13. — P. 871466.
  • Bochaver A., Denisse N.-R. C., Korneev A., Ángel L., Khlomov K., Vera N., Sheri B.. A comparative study of youth victimization during covid-19 lockdowns in Mexico and Russia // Psychology society & education. — 2022. — Vol. 14, no. 3. — P. 38–47.
  • Nartova-Bochaver S. K., Donat M., Ucar G. K., Korneev A. A., Heidmets M. E., Kamble S., Khachatryan N., Kryazh I. V., Larionow P., Rodríguez-González D., Serobyan A., Zhou C., Clayton S.The role of environmental identity and individualism/collectivism in predicting climate change denial: Evidence from nine countries // Journal of Environmental Psychology. — 2022. — Vol. 84. — P. 101899.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2011 года

  •  
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Кочеткова 
Екатерина Владимировна,

старший научный сотрудник, кандидат экономических наук

ПодробнееОбразование
  • Кандидат экономических наук. Центральный экономико-математический институт РАН. Экономист
Повышение квалификации
  • Анализ данных на Python и базы данных (SQL) (288 ч.), РАНХиГС. Диплом о профессиональной переподготовке 0000017402, Регистрационный номер 04547-2023-Д-ИОН, Дата выдачи 01 августа 2023 г.
Профессиональные интересы
  • Экономико-математическое моделирование, когнитивная нейрофизиология
Публикации за 2022-2024 гг.
  • Варшавский А.Е., Комкина Т.А., Кочеткова Е.В., Дубинина М.Г., Дубинина В.В., Кузнецова М.С. Анализ показателей развития и распространения высокотехнологичной продукции (на примере робототехники и мобильных устройств) // Экономический анализ: теория и практика. 2022. Т. 21. № 10 (529). С. 1951-1978. DOI: 10.24891/ea.21.10.1951
  • Кочеткова Е.В. Тенденции развития антропоморфной робототехники // Концепции, 2022. №1. С.39-52.
Ссылка на аккаунт в elibrary
  • Ссылка на личный аккаунт в e-library: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=774340
  • SPIN-код: 4099-8436
  • AuthorID: 774340
Адамовская Оксана Николаевна

Адамовская
Оксана Николаевна,

ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского, специальность биология-химия, 1991-1996
  • Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», аспирантура, 2004-2007

Повышение квалификации

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт.Сертификат https://stepik.org/cert/1253028, Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС
  • Пожарная безопасность для руководителей и ответственных лиц.
    Удостоверение о повышении квалификации № У2023341066 от 01.11.2023, Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион»

Профессиональные интересы

  • Исследование адаптации детей и подростков к учебным нагрузкам, в том числе при использовании информационно-компьютерных технологий; нейрогуморальная регуляция когнитивной деятельности; вегетативное обеспечение рабочей памяти при запоминании эмоционально окрашенной информации; возрастная физиология сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Почетная грамота Российской академии образования, 2024.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Нейровегетативная и гуморальная регуляция когнитивной деятельности у подростков при использовании электронных устройств// Acta biomedica scientifica (Scopus) – в печати
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Компьютерные технологии в начальной школе// Методические материалы. В 5-ти частях
    Часть 2. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. — Сер. Компьютерные технологии в образовании. 2023
  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативное обеспечение рабочей памяти (РП) при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13-14 лет// Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. — С. 279.
  • Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации//Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. — С. 286-287.
  • Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В. Функциональное состояние организма школьников при использовании электронных средств обучения//Современные здоровьесберегающие технологии. 2022. — № 4. — С. 11-22.
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке// Журнал медико-биологических исследований. 2022.- Т. 10. № 1. — С. 24-33.
  • Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке//Acta Biomedica Scientifica. 2022. — Т. 7. № 3. — С. 169-179.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с марта 2006 г. (2004-2007 – аспирантура)

  •  
Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Рябкова
Татьяна Сергеевна,

младший научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Биолог (ЮФУ АБиБ ; МГУ им. М.В. Ломоносова «Фундаментальная и прикладная биология»)

Профессиональные интересы

  • Движения глаз, Окуломоторная активность (ОМА), Чтение, ЭЭГ 

Публикации:

  • Yu.N. Komkova, M.M. Bezrukikh, K.U. Babanova, T.S. Ryabkova, and A.G. Ustsova Eye Movements and Automatic Regulation of Cognitive Activity During Reading in Adolescence. Part I. Functional ‘’ Cost’’ of Cognitive Activity when Reading Text from the Screen in Adolescence // Human Physiology, 2024. DOI:10.1134/S0362119723600571

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2023 года

  •  

Лаборатория проводит комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования, занимаясь изучением самых актуальных проблем:

  1. Выявление основных закономерностей формирования мозгового обеспечения когнитивной деятельности и регуляции поведения у детей и подростков от 3 до 16 лет. В последние 5 лет исследования лаборатории сосредоточены на изучении формирования мозговых механизмов произвольной организации ментальной деятельности и поведения (управляющих функций мозга);
  2. Выявление нейрофизиологических факторов риска учебной и социальной дезадаптации в предшкольном, младшем школьном и подростковом возрасте;
  3. Разработка методологии междисциплинарной (нейропсихологической и нейрофизиологической) оценки индивидуальных особенностей познавательного развития детей и подростков в возрасте от 3 до 16 лет. В основе методологии – сопоставление ЭЭГ показателей индивидуальных особенностей функционального состояния коры и глубинных регуляторных структур мозга с нейропсихологическими показателями эффективности различных компонентов когнитивной деятельности. Теоретическая основа разрабатываемого подхода – принцип динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия;
  4. Разработка системы (батареи) компьютеризированных тестов для количественной оценки управляющих функций (внимания, рабочей памяти, когнитивного планирования, когнитивного торможения и переключения между когнитивными задачами) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель этих исследований – создание базы данных и системы стандартизированных оценок индивидуальных особенностей УФ для использования школьными психологами и специалистами центров диагностики и развития детей.

История лаборатории

Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития была создана в 1964 г. в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка, который в то время назывался «НИИ возрастной физиологии и физического воспитания Академии педагогических наук РСФСР». Институт был организован в 1944 году для разработки естественно-научной платформы послевоенной реабилитации детей, сохранения их здоровья и совершенствования системы образования на основе знаний закономерностей развития организма ребенка на разных этапах онтогенеза от рождения до юношеского возраста. Первым руководителем, основателем и научным лидером лаборатории вплоть до своего ухода из жизни в 2023 году была Дебора Ароновна Фарбер, доктор биологических наук, академик Российской академии образования. С 1994 по 2003 год заведующим была Наталья Вадимовна Дубровинская, а с 2003 года — Регина Ильинична Мачинская.

Дебора Ароновна Фарбер была приглашена в Институт возрастной физиологии и гигиены его директором Акопом Арташесовичем Маркосяном, т.к. имела опыт проведения экспериментальных (на животных) и клинических (на новорожденных детях) электроэнцефалографических (ЭЭГ) исследований. Ранние исследованиях Д.А. Фарбер с коллегами (50-60-е годы) послужили источником нейрофизиологии когнитивного развития как самостоятельной отрасли возрастной физиологии, а позже и психофизиологии, поскольку уже включали несколько направлений: использование анализа фоновой ритмической электрической активности коры для оценки индивидуальных и возрастных особенностей функционального состояния мозга в норме и патологии, анализ ЭЭГ как показателя морфо-функционального созревания коры головного мозга, исследование нейрофизиологических механизмов формирования ритмической электрической активности мозга, исследование нейрофизиологических механизмов обработки информации, исследование нейрофизиологических механизмов внимания. Важной задачей Д.А. Фарбер как руководителя лаборатории была организация электроэнцефалографических исследований мозга ребенка на разных этапах онтогенеза. Анализ формирования ЭЭГ и связей параметров ЭЭГ с морфо-функциональным созреванием коры головного мозга на разных этапах онтогенеза стали в дальнейшем одним из ключевых направлением исследований. С приходом в лабораторию в 1970-х годах выпускниц биологического факультета МГУ Татьяны Георгиевны Бетелевой и Натальи Вадимовны Дубровинской исследования нейрофизиологических механизмов когнитивных функций – целостного зрительного восприятия и внимания — получили новый импульс. Многолетние исследования Т.Г. Бетелевой и Н.В. Дубровинской легли в основу нескольких монографий и учебных пособий. Совершенствование методов регистрации и анализа ЭЭГ и внедрение автоматизированных компьютерных средств проведения экспериментальных исследований потребовало участия в команде лаборатории специалиста по математическим методам организации и проведения экспериментальных психометрических и ЭЭГ исследований и  обработке биопотенциалов мозга. С приходом А.В. Курганского в лабораторию в начале 1990-х годов в лаборатории появились новые возможности проведения исследований на современном мировом уровне, а также новое научное направление — исследование механизмов центральной регуляции движений.

С научной историей лаборатории и развиваемого в ней научного направления можно познакомиться в статье руководителя лаборатории Р.И. Мачинской.

Достижения лаборатории

На основе сопоставления данных исследований в области возрастной морфологии мозга, полученных в лаборатории морфологии Института возрастной физиологии РАО, и нейрофизиологических данных, полученных в ходе электроэнцефалографических (ЭЭГ) исследований, выявлены связи параметров ЭЭГ на разных стадиях онтогенеза ребенка  с качественными структурными  и функциональными преобразованиями  нейронных сетей коры и глубинных образований головного мозга. Исследование суммарной электрической активности мозга детей и подростков  с помощью специально разработанного под руководством Р.И. Мачинской структурного анализа позволило выделить ЭЭГ — критерии соответствия возрасту уровня развития электрической активности коры головного мозга и глубинных структур у детей от 5 лет до подросткового возраст, которые используются в практике индивидуальной междисциплинарной диагностики развития детей. Полученные результаты легли в основу компьютерной диагностической системы «ЭЭГ-Эксперт», на которую получено авторское свидетельство (№ 2006611586, Автоматизированная диагностическая система «ЭЭГ-эксперт»)

Основные результаты этого направления исследований представлены в монографиях:
Фарбер Д.А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе. – М.: Просвещение, 1969. – 279 с.
Фарбер Д.А., Алферова В.В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – 216 с.
Фарбер Д.А., Семенова Л.К., Алферова В.В. и др. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л.: Наука, 1990. – 198 с. – ISBN 5-02-025811-3.
Developing Brain and Cognition / Eds.: Farber D.A., Njiokiktjien Ch., 1993, Amsterdam, Syui. Publ., 290 p.
Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – Москва: Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2009. – 432 с. – (Библиотека психолога) – ISBN 978-5-9770-0361-2 . – ISBN 978-5-89395-929-1

Спецификой подхода к изучению системной мозговой организации когнитивных процессов, развиваемого в лаборатории, является выделение в функциональных системах, их обеспечивающих, информационных и регуляторных компонентов. Информационные компоненты – это те составляющие познавательной деятельности, которые связаны с обработкой и интеграцией качественно-специфичной информации.  Регуляторные компоненты – это те составляющие когнитивной деятельности, которые создают условия для выделения значимой информации и ее использования при организации поведения, оказывая общее и избирательное модулирующее влияние на нейронные сети, входящие в информационные и двигательные компоненты функциональных систем. Условно регуляторные компоненты когнитивной деятельности и обеспечивающие их мозговые системы можно разделить на три класса:

  • Управляющие функции (executive functions) — УФ, обеспечивающие целенаправленное поведение – избирательное выделение значимой информации (избирательное внимание), сохранение этой информации в процессе реализации деятельности и ее сопоставление с прошлым опытом (рабочая память), программирование последовательности действий и контроль за их исполнением;
  • Эмоционально-мотивационная регуляция;
  • Поддержание и регуляция общего функционального состояния мозга и организма в целом.

Исследования ритмической электрической активности мозга (ЭЭГ) и связанных с событиями потенциалов (ССП) у детей от 3 до 16 лет в процессе когнитивной деятельности (при зрительном восприятии, произвольном избирательном внимании, рабочей памяти, зрительно-пространственной и вербальной деятельности) позволили обнаружить особенности системной мозговой организации познавательных процессов в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. В ходе этих исследований за время существования лаборатории были выявлены основные закономерности формирования функциональной организации мозга человека и определены критические и сенситивные периоды в развитии нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности. Показана роль индивидуальных особенностей функционального созревания регуляторных систем мозга разного уровня в этих процессах.

Возрастные особенности мозгового обеспечения когнитивных функций при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту:

  • В период от 5-6 к 7-8 годам происходят прогрессивные изменения УФв особенности в избирательной произвольной регуляции деятельности и произвольном избирательном внимании, в которых важную роль играет морфо-функциональное созревание фронто-таламической регуляторной системы. Вместе с тем более сложные управляющие функции, такие как рабочая память, во многом определяющие успешность обучения, еще не сформированы и в 7-8 лет являются незрелыми;
  • К 7-8 годам формируется целостное восприятие предметных изображенийчто непосредственно связано с морфо-функциональным созреванием префронтальных и заднеассоциативных корковых зон, включая нижневисочные отделов коры больших полушарий;
  • При переходе от 5-6 к 7-8 годам интенсивно формируются процессы выделения и использование категориальных признаков информации, в том числе совершенствование семантических  аспектов речи, что обусловлено морфо-функциональным созреванием как ассоциативных корковых зон, так и таламо-корковых систем избирательной активации.

Развитие этих трех компонентов когнитивной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте взаимосвязано, при этом ведущая роль принадлежит формированию управляющих функций, т.е. регуляторным составляющим деятельности

Основными нейрофизиологическими факторами прогрессивных изменений когнитивной деятельности при переходе от предшкольного к младшему школьному возрасту являются:

  • Созревание мозговых систем нисходящего контроля — лобных отделы коры и их связей с подкорковыми ядрами и теменной корой, осуществляющих настройку корковых зон на анализ значимой информации, ее удержание в РП и длительное поддержание внимания;
  • Созревание и специализация зрительных ассоциативных корковых зон, преимущественно правого полушария, осуществляющие сложные операции обработки мультимоадальной информации;
  • Взаимные влияния созревания систем нисходящего контроля и обработки информации на всем протяжении развития детей и подростков.

Это значит, что при подготовке к систематическому обучению развитие избирательного внимания и рабочей памяти, и в целом произвольной регуляции деятельности не менее, а вероятно, и более важно для успешного усвоения школьных знаний и навыков, чем тренировка чтения и письма.

Учитывая выявленную в процессе исследований лаборатории значимость формирования управляющих функций мозга для успешного обучения, в текущих исследовательских проектах большое внимание уделяется как индивидуальной диагностике этих функций, так и разработке методов их развития у дошкольников

По результатам исследования опубликована монография
Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте /Под ред. Р.И.Мачинской , Д.А.Фарбер – М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. 440 с.

Дошкольный возраст – период активного формирования базовых для процесса обучения когнитивных функций мозга, среди которых особое значение имеют произвольное внимание, рабочая память и произвольная организация целенаправленного поведения, в том числе планирования когнитивных действий.  Особенно актуальным является исследование возрастных особенностей морфофункциональной основы и эффективности произвольных форм когнитивной деятельности у детей 3-5 лет, т.к. этот период развития изучен значительно меньше, чем предшкольный возраст.

Анализ микроструктуры и электрической активности коры головного мозга (ЭЭГ) дошкольников в период от 3-х до 7 лет позволил получить новые данные о созревании корковых зон, участвующих в обеспечении различных форм произвольной когнитивной деятельности. Так, было обнаружено, что к 5 годам прогрессивные изменения нейронов и их отростков происходят во всех корковых зонах, при этом они наиболее выражены в премоторных областях, играющих ключевую роль в обеспечении планирования последовательности произвольных движений, в том числе мелкой моторики.  Следующий «переломный» период в созревании коры головного мозга – 6-7 лет, когда прогрессивные изменения нейронных сетей отмечаются не только по сравнению с детьми 3-х лет, но даже по сравнению с детьми 5 лет. Изменения в 6-7 лет касаются преимущественно височно-теменно-затылочных заднеассоциативных зон, важных для развития целостного зрительного восприятия и префронтальных лобных зон, функционально связанных с произвольным избирательным вниманием и планированием сложных форм целенаправленной деятельности. Структурное созревание нейронных сетей коры и корково-подкорковых связей отражается в прогрессивных изменениях их электрической активности, которые также обнаружены при сравнении ЭЭГ детей 3-4 -х и 5-6 лет, но наиболее выражены при сравнении детей 5-6 -ти и 6-7 лет.

Возрастная морфо-функциональная незрелость нейронных сетей коры и их связей с глубинными структурами у детей 3-4 лет сопровождается выраженными трудностями реализации различных компонентов УФ.  На основе авторской компьютерной методики, разработанной А.В. Курганским, были получены новые данные о возрастных преобразованиях когнитивных способностей, лежащих в основе планирования когнитивных действий у детей 3-7 лет. Было показано, что дети 3-4 лет испытывают существенные трудности при определении причинно-следственных связей событий и практически не способны выбрать порядок действий, который приводит к достижению цели. Скачок в формировании этих когнитивных способностей происходит соответственно в 5 и в 6 лет. Вместе с тем дети 3-4 лет хорошо справляются с определением функционального предназначения знакомых предметов и выбором тех, которые нужны для решения когнитивной задачи. Нейропсихологический анализ показал, что у детей 3-4 лет объем зрительно-пространственной РП практически в 2 раза ниже, чем у детей 5-6 лет и составляет в среднем 2 элемента, а наиболее значительный рост как объема, так и эффективности РП отмечается в 6-7 лет. При этом показано, что готовность старших дошкольников к систематическому обучению существенно  определяется уровнем развития УФ.

Полученные данные являются основанием для учета возраста детей при разработке и применении пособий и дошкольных обучающих программ и создания системы консультативной помощи родителям и педагогам. В частности, использования заданий, требующих участия зрительно-пространственной рабочей памяти, выявления причинно-следственных отношений и/или выполнения действий в определенном порядке, принесет больше пользы и будет положительно влиять на последующее развитие письма и чтения у детей 4-5 лет и старше, а в более раннем возрасте может вызывать трудности. Особое значение имеет развитие лексико-грамматических компонентов речи, т.к. популяционные исследования этих функций у современных детей выявили их недостаточную сформированность в старшем дошкольном возрасте.  Данные о существенных прогрессивных изменениях морфо-функциональной зрелости префронтальных и премоторных зон коры головного мозга и эффективности всех исследованных компонентов УФ к 6-7 годам являются веским научным аргументом для начала систематического обучения чтению и письму в этом возрасте.

Публикации, в которых представлены основные результаты исследований дошкольников:

  • Курганский А.В. Оценка управляющих функций у детей 3-6 лет: состояние, проблемы, перспективы // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2021. – Т. 71. – № 4. – С. 468-484. [DOI] [elibrary]
  • Курганский А.В. и др. Эффективность обнаружения тематических связей предметов детьми 3-6 лет // Физиология человека. – 2023. – Т.49,№ 4. – С.5-25.  [DOI] [elibrary]
  • Захарова М.Н., Мачинская Р.И., Агрис А.Р. Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 81–91. [DOI] [psyjournals]
  • Захарова М.Н., Мачинская Р.И. Возрастные изменения управляющих функций у детей 6-7 лет//Психологические исследования – 2022. – Т.15, №81. Порядковый номер 6. [DOI]
  • Omar S., Tsekhmistrenko T.A., Vasilyeva V.A., Astashov V.V., Obukhov D.K., Magomedova P.G. Comparative morphometric analysis of age-related changes in the pyramidal neurons of the human prefrontal and posterior associative cortex from birth to 7 years // Archiv EuroMedica. 2022. Vol. 12, N 1. P. 11-15. [DOI]

Показано, что основными факторами трудностей обучения у детей предшкольного и младшего школьного возраста является незрелость или неоптимальное состояние регуляторных систем мозга, обеспечивающих избирательное внимание и произвольную избирательную регуляцию действий, т.е. именно тех мозговых систем, которые интенсивно формируются при переходе от предшкольного к младшему школьному возрасту. В связи с проблемой учебной дезадаптации специальные исследования лаборатории были направлены на анализ мозговых механизмов когнитивных дефицитов и особенностей поведения у детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). На основе междисциплинарных нейрофизиологических и нейропсихологических исследований было показано, что этот синдром не имеет единой этиологии и может быть следствием неоптимального состояния различных регуляторных систем мозга. В частности, была выявлена связь между симптомами СДВГ и неоптимальным функционированием мозговых систем неспецифической активации, структур правого полушария и фронто-таламической системы. При общих поведенческих проявлениях профиль когнитивных дефицитов у детей с разными вариантами функциональной недостаточности регуляторных систем мозга существенного различаются, а значит должны различаться и стратегии педагогической и психологической помощи таким детям.

Основные результаты исследования нейрофизиологической основы когнитивных дефицитов у детей с СДВГ опубликованы в статье Мачинская Р.И., Сугробова Г.А., Семенова О.А., Междисциплинарный подход к анализу мозговых механизмов трудностей обучения у детей. Опыт исследования детей с СДВГ/ Журн. Высш. Деят. им. И.П. Павлова. – 2013. Т. 63. № 5. – С. 542.  [DOI] [elibrary]

Формирования мозговых механизмов произвольной регуляции деятельности является важнейшим фактором социальной адаптации и усвоения знаний в процессе обучения. Влияние этого фактора возрастает в критические периоды онтогенеза, одним из которых является подростковый возраст, часто сопровождающийся различными отклонениями поведения.

В исследованиях лаборатории показано, что существенную роль в возникновении «подростковых» проблем играют возрастные изменения мозговых систем произвольного контроля и эмоционально-мотивационной регуляции.

Междисциплинарные исследования (анализ электроэнцефалограммы -ЭЭГ, нейропсихологическое обследование, поведенческий эксперимент, анкетирование) выявили у детей и подростков в возрасте от 9 до 16 лет гетерохронные изменения активности глубинных и корковых звеньев регуляторных систем мозга, которые сопровождаются как прогрессивными изменениями когнитивных функций, так и различными формами учебной и социальной дезадаптации:

  • Предподростковый (10-12 лет) возраст отличается от предыдущего этапа развития выраженным увеличением числа детей с неоптимальным состоянием мозговых систем неспецифической активации и фронто-таламической системы избирательного внимания. При этом значимо увеличивается число детей, демонстрирующих трудности программирования и самоконтроля на фоне повышенной утомляемости и сниженной работоспособности;
  • В 12-14 лет представленность изменений со стороны активирующих структур ствола головного мозга и фронто-таламической системы снижается, повышается эффективность рабочей памяти и планирования, однако появляются новые проблемы, обусловленные неоптимальным функционированием лимбических и лобно-базальных структур, участвующих в обеспечении эмоционально-мотивационной регуляции социального поведения. ЭЭГ исследования корковых и глубинных звеньев регуляторных систем мозга в покое и при выполнении когнитивных заданий выявили значимое негативное влияние неоптимального функционировании лимбических структур мозга на способность длительно поддерживать внимание и выполнять определенную программу действий и способность предвидеть и контролировать свои ошибки;
  • У подростков с неоптимальным состоянием лимбических структур мозга существенно снижается эффективность восприятия социально-значимой информации, особенно негативного характера. Последнее может быть одним из основных биологически обусловленных факторов повышенной склонности к девиантному поведению в виде агрессии и игнорирования социальных норм и правил.

При подготовке стандартов обучения и воспитания в средней школе необходимо учитывать риски учебной дезадаптации, обусловленные особенностями регуляторных функций мозга подростков: снижение мотивации к обучению, трудности длительного поддержания внимания, проблемы произвольной регуляции поведения, в особенности при отсутствии положительной обратной связи со стороны родителей и педагогов.

По результатам исследования подростков подготовлена монография:

Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / под ред. Р. И. Мачинской, Д. А. Фарбер. — М. : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с. [elibrary]

 

Практическое использование научных результатов

  1. На основе результатов многолетних исследований индивидуальных и возрастных особенностей ЭЭГ детей и подростков и сопоставления этих данных с результатами морфофологических и нейропсихологических исследований, разработана авторская методика оценки индивидуальных особенностей функционального состояния коры и глубинных структур мозга, реализованная в виде компьютерной программы «ЭЭГ-эксперт», которая используется в рамках междисциплинарной диагностики развития детей и подростков.
  2. Основные научные результаты исследований лаборатории используются в образовательной и просветительской деятельности, в разное время были включены в авторские программы лекционных курсов Р.И. Мачинской «Психофизиология», «Возрастная психофизиология» (МГЛУ), «Когнитивная нейронаука» (ВШЭ, РАНХиГС), «Нейрофизиологические основы когнитивного развития ребенка» (Институт возрастной нейропсихологии).
  3. Научные результаты представлены в учебных пособиях, учебниках и брошюрах для педагогов и родителей.

Научные публикации

Учебники, учебные пособия и руководства по возрастной физиологии

Брошюры и методические материалы для учителей и родителей

Основные публикации сотрудников лаборатории за 2020 – 2023 гг.

Статьи в рецензируемых журналах

Избранные публикации предыдущих лет

Монографии:

  • Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. (Ред) Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014.  440 с.
    Книгу можно скачать в электронной библиотеке по ссылке
  • Фарбер Д.А., Безруких М.М (Ред.) Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка. Изд-во Московского психолого- социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2009. 430 с.
  • Farber D. and Njiokiktjien C. (Eds.) Pediatric Behavioural Neurology vol. 4 Developing Brain and Cognition, 1993 

Статьи в рецензируемых журналах

Публикации для педагогов и родителей

Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития

Видео

О деятельности лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития

  • Мачинская Регина Ильинична, заведующий лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Лекция «Нейрофизиология когнитивного развития: направления и перспективы исследований
  • Мачинская Регина Ильинична, заведующий лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.