РЕЗОЛЮЦИЯ
VIII Всероссийского съезда работников дошкольного образования
г. Москва, 5-6 декабря 2024 года
Работа VIII Всероссийского съезда работников дошкольного образования (далее – Съезд) была посвящена обсуждению вопросов дальнейшего развития и укрепления единого образовательного пространства дошкольного образования Российской Федерации, обмена эффективными психолого-педагогическими и управленческими практиками, других актуальных вопросов развития системы дошкольного образования как фундамента формирования и развития человеческого потенциала страны. Особое внимание было обращено на роль и место дошкольного образования в обеспечении достижения национальных целей России.
В работе Съезда приняли участие более 29 000 представителей системы дошкольного образования из 89 субъектов Российской Федерации, а также делегаты из Республики Беларусь, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики. Среди участников были руководители и специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; органов местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) в сфере образования; работники образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и/или осуществляющих присмотр и уход за детьми (далее – ДОО); работники системы среднего профессионального и высшего образования, дополнительного профессионального образования (далее соответственно – СПО, ВО, ДПО); представители общественных объединений педагогических работников системы дошкольного образования, родительской общественности, региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского профсоюза образования.
В очном формате в Съезде приняли участие 415 человек, в том числе делегаты из субъектов Российской Федерации (по 2 делегата от региона). Трансляции Съезда в сети Интернет набрали более 70 000 просмотров.
Ключевые вопросы, рассмотренные Съездом:
- образовательная политика государства в обеспечении единого образовательного пространства;
- воспитание как стратегический приоритет государственной политики в сфере дошкольного образования: формирование основ духовно-нравственных, культурных и гражданско-патриотических ценностей, основ гражданской идентичности на этапе дошкольного детства;
- уникальность и самоценность современного дошкольного детства;
- обеспечение комплексной безопасности детей; вопросы психического и физического здоровья, в т.ч. детей с особыми образовательными потребностями и др.;
- взаимодействие и сотрудничество детского сада и семьи, просвещение родителей (законных представителей) воспитанников, оказание им консультативной помощи, формирование института осознанного и ответственного родительства;
- преемственность содержания и ведущих видов деятельности детей в образовательной деятельности детского сада и начальной школы;
- дошкольное образование в цифровом мире: внедрение новых технологий управления и организации образовательной деятельности;
- оптимизация системы управления дошкольной образовательной организацией, обеспечения качества дошкольного образования;
- непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, повышение престижа профессии педагога дошкольного образования, обеспечение комфортной среды для труда воспитателя, взаимодействие педагогического сообщества смежных уровней образования.
По итогам работы Съезд принял рекомендации по следующим направлениям:
Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации
- Фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере дошкольного образования
- инициировать и обеспечить проведение приоритетных фундаментальных и прикладных исследований в сфере дошкольного образования, с учетом основополагающих направлений, принципов и приоритетов государственной политики Российской Федерации (в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 — 2030 гг.)»).
- Содержание дошкольного образования
- обеспечить организационно-методическое сопровождение реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО) и федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО) в субъектах Российской Федерации, популяризацию и распространение лучших практик;
- провести анализ содержания ФОП ДО на предмет актуальности ее положений и, при необходимости, внести изменения, в т.ч. в части естественно-научного образования;
- рассмотреть возможность разработки учебно-методических комплексов по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Подготовка и непрерывное профессиональное развитие педагогов дошкольного образования
- реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа профессии педагога дошкольного образования, социальное признание значимости профессии, защиту прав педагогов;
- внедрить систему материальной и нематериальной поддержки педагогов дошкольного образования (льготы, социальные гарантии, мотивационные выплаты, гранты, субсидии, психологическая поддержка, защита прав, наставничество и пр.);
- совершенствовать механизмы оплаты труда педагогов в системе дошкольного образования с опорой на единые государственные нормативы финансирования ДО независимо от местонахождения ДОО;
- Родители и семьи
- совершенствовать механизмы психолого-педагогической поддержки семей с детьми дошкольного возраста, в т.ч. с детьми до 3-х лет, посредством просветительской деятельности, создания стажировочных и ресурсных площадок для повышения компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
- Дети с особыми образовательными потребностями, в том числе дети с ОВЗ
- разработать механизмы своевременного выявления детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении и воспитании, организации их образования на основе требований ФАОП ДО, контроля за результативностью осуществляемого психолого-педагогического сопровождения;
- подготовить научно-методическое обеспечение реализации ФАОП ДО в части преемственности коррекционно-развивающей деятельности на этапе ранней помощи и при получении образования в условиях ДОО.
- выявить и распространить лучшие практики по вопросам инклюзивного образования.
- Оценка качества дошкольного образования
- определить единые подходы к механизмам и инструментам оценки качества дошкольного образования.
- Инфраструктура и материально-техническая база
- обеспечить мониторинг формирования и оснащенности инфраструктуры ДОО, развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) ДОО;
- обеспечить выполнение комплекса мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы, в т.ч. с учетом особых образовательных потребностей.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления
- Фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере дошкольного образования
- содействовать проведению научных исследований в области дошкольного образования.
- Содержание дошкольного образования
- выявить и обобщить лучшие образовательные и управленческие практики в сфере дошкольного образования для их представления на IX Всероссийском съезде работников дошкольного образования, включая модели финансирования системы дошкольного образования, обеспечения доступности качественного дошкольного образования в малонаселенных сельских территориях, повышения профессиональной компетентности педагогов, в т.ч. в области патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста стимулирования непрерывного обучения и участия в профессиональных конкурсах, опыт сотрудничества ДОО и семьи, в т.ч. консультационной поддержки семей с детьми младенческого, раннего, дошкольного возрастов, сотрудничества с начальной школой для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и др.;
- содействовать увеличению штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в ДОО;
- создавать дополнительные места для детей раннего и дошкольного возрастов в разных типах образовательных организаций в субъектах РФ, актуализируя механизмы и меры поддержки негосударственного сектора в сфере дошкольного образования;
- систематически проводить мониторинг лучших практик по вопросу реализации образовательных программ дошкольного образования;
- создавать условия для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
- Подготовка и непрерывное профессиональное развитие педагогов дошкольного образования
- обеспечить реализацию мер поддержки педагогов, молодых специалистов, работающих в системе дошкольного образования и дополнительного образования, содействие их профессиональному развитию, в т.ч. посредством наставничества;
- обеспечить разработку и реализацию просветительских программ, проектов, популяризующих систему ДО (в том числе и в региональных средствах массовой информации);
- реализовать мероприятия по снижению административной и бюрократической нагрузки во исполнении приказа Минпросвещения России от 6 ноября 2024 г. №779;
- содействовать увеличению штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), учителей-логопедов, учителей-дефектологов (дошкольных дефектологов) и тьюторов в ДОО.
- Родители и семья
- на постоянной основе оказывать поддержку деятельности организаций (центров, служб), осуществляющих консультативную, психолого-педагогическую, диагностическую помощь родителям с детьми дошкольного возраста путем создания централизованных ресурсов и адресных платформ, содержащих комплексные инструменты для организации взаимодействия специалистов с семьей; проводить мониторинг и независимую оценку качества реализуемых программ;
- расширять в субъектах Российской Федерации на базе ДОО сеть служб ранней коррекционной помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет, имеющим нарушения развития или риск их возникновения, и их семьям.
- Дети с особыми образовательными потребностями, в том числе дети с ОВЗ
- разработать комплекс мер по повышению качества психолого-педагогического, коррекционно-развивающего сопровождения детей с установленными нарушениями развития, а также с риском развития таких нарушений;
- обеспечить доступность качественного дошкольного образования для всех детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в специальных условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям;
- продолжить работу по вовлечению детей дошкольного возраста в систему дополнительного образования;
- изучить и обобщать лучшие региональные практики билингвального развития детей с учетом их национальной принадлежности и этнокультурного окружения.
- Оценка качества дошкольного образования
- осуществлять мониторинг и независимую оценку качества дошкольного образования.
- Инфрастуктура и материально-техническая база
- обеспечить организационно-методическое сопровождение внедрения приказа Минпросвещения России от 25 декабря 2024 г. №1057 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по капитальному ремонту, строительству и оснащению зданий указанных организаций»;
- провести мониторинг уровня материально-технического обеспечения ДОО, в т.ч. в части использования элементов цифровой образовательной среды;
- изучать и обобщать лучшие региональные практики осуществления закупок для материально-технического оснащения ДОО на условиях лизинга;
- обеспечивать поддержку негосударственного сектора дошкольного образования в субъектах Российской Федерации.
Рекомендовать ДОО
- Фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере дошкольного образования
- участвовать в научных и научно-прикладных исследованиях совместно с представителями научно-педагогического сообщества, мотивировать педагогов включать в образовательную деятельность только достоверные, проверенные экспертным сообществом результаты исследований.
- Содержание дошкольного образования
- актуализировать содержание, методы, формы работы по образовательным областям в соответствии с ФОП ДО для решения задач патриотического, духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, с использованием личностно – ориентированных технологий;
- поддерживать реализацию в ДОО дополнительных образовательных программ, усилить их воспитательную составляющую, предусмотреть механизмы их финансирования за счет бюджета.
- Подготовка и непрерывное профессиональное развитие педагогов дошкольного образования
- совершенствовать систему методической работы в ДОО;
- осуществлять поддержку молодых специалистов в ДОО через внедрение различных моделей наставничества;
- проводить мероприятия по обмену педагогическим опытом, изучать опыт педагогов других ОО;
- Родители и семья
- развивать сотрудничество ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста как условие формирования базовых национальных ценностей.
- Дети с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ
- при выборе образовательных технологий реализации адаптированных ОП ДО опираться на отечественные научно-методические и дидактические разработки, в том числе цифровые;
- совершенствовать работу по обновлению РППС с учетом особых образовательных потребностей детей;
- привлекать квалифицированные кадры для коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Оценка качества дошкольного образования
- совершенствовать процедуру самообследования образовательной организации;
- Инфраструктура и материально-техническая база
- осуществлять самодиагностику уровня материально-технического оснащения ДОО с целью определения и устранения дефицитов средств обучения и воспитания детей в соответствии с нормативными требованиями.
Рекомендовать организациям, реализующим образовательные программы СПО, ВО, ДПО
- Фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере дошкольного образования
- реализовывать приоритетные фундаментальные и прикладные исследования в области дошкольного образования с учетом основополагающих направлений, принципов и приоритетов государственной политики РФ (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 — 2030 гг.));
- обеспечить условия для развития научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей, ориентированной на изучение актуальных проблем дошкольного образования и системы дошкольного образования страны в целом;
- развивать партнерские отношения с ДОО для проведения совместных научно-прикладных исследований и внедрения их результатов в практику.
- Подготовка и непрерывное профессиональное развитие педагогов дошкольного образования
- разработать, апробировать и внедрить модуль «Дошкольное образование» в Ядро высшего педагогического образования, в т.ч. в части практической подготовки будущих специалистов для обеспечения единого образовательного пространства подготовки педагогов дошкольного образования в Российской Федерации;
- совершенствовать организационно-техническое, информационное и методическое обеспечение реализации образовательных программ базового и специализированного высшего образования в области дошкольного образования;
- разработать содержание и различные формы гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе вуза и колледжа для вовлечения студентов и педагогов в мероприятия историко-патриотической, героико-патриотической, военно-патриотической направленности;
- совершенствовать механизмы мониторинга содержания и качества образовательных программ ДПО (переподготовки и повышения квалификации) педагогических и управленческих кадров системы дошкольного образования;
- расширять практику целевого обучения студентов по профилю «Дошкольное образование»;
- разработать и реализовать типовые ДПО (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) для педагогических работников, включая тьюторов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Реализация предложений Съезда требует системного подхода и координации усилий всех участников образовательных отношений, в том числе представителей социально ориентированного бизнеса. Прежде всего необходимо обеспечить включение положений резолюции в основополагающие стратегические документы системы образования, в частности – в Стратегию развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года.
Участники Съезда выражают уверенность в том, что предложенные меры будут реализованы в полном объеме, а их воплощение в жизнь станет важным шагом на пути к созданию современной, эффективной и доступной системы дошкольного образования, отвечающей вызовам времени и потребностям общества.