Проект
РЕЗОЛЮЦИЯ
VIII Всероссийского съезда работников дошкольного образования
г. Москва 5-6 декабря 2024 года
В работе VIII Всероссийского съезда работников дошкольного образования (далее — Съезд) приняли участие около … тысяч представителей системы дошкольного образования из 89 субъектов Российской Федерации, а также Республики Беларусь, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия: руководители и специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; органов местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) в сфере образования; работники образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и/или осуществляющих присмотр и уход за детьми (далее — ДОО); работники системы среднего профессионального и высшего образования, дополнительного профессионального образования (далее — ДПО); представители общественных объединений педагогических работников системы дошкольного образования, родительской общественности, региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского профсоюза образования. Очное участие — до 3-х делегатов от каждого субъекта Российской Федерации; дистанционное участие — ………… количество подключений.
Наиболее активное участие в онлайн-формате приняли: Донецкая Народная Республика (….. зарегистрированных участников), Республика Мордовия (…), Белгородская область (…); Тамбовская область (…), Кабардино-Балкарская Республика (…), Республика Крым (…), Тюменская область (…), Республика Дагестан (…), Калужская область (…), Ленинградская область (…), Приморский край (…), Республика Карелия (…), Краснодарский край (…), Тверская область (…), Омская область (…), Иркутская область (…), Ростовская область (…), Республика Бурятия (…), Нижегородская область (…), Алтайский край (…), Ямало-Ненецкий автономный округ (…), Чеченская Республика (…), Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (…), Запорожская область (…).
В соответствии с целью Съезда — единое образовательное пространство, направленное на разностороннее, гармоничное развитие и эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста с учётом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, воспитание патриотичной и социально активной личности в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
В ходе пленарного заседания «Государственная политика в сфере дошкольного образования: реализация потенциала каждого ребёнка», дискуссионных площадок «Ценностный фундамент дошкольного образования», «Условия для развития дошкольника», «Непрерывная подготовка и развитие педагога дошкольного образования», «Традиционные семейные ценности в дошкольном образовании», «Методический портфель педагога дошкольного образования», «Инфраструктура дошкольного детства: организационные и психолого-педагогические условия дошкольного образования», «Качество дошкольного образования» участниками Съезда были рассмотрены такие актуальные вопросы развития системы дошкольного образования, как:
- образовательная политика государства в обеспечении единого образовательного пространства;
- воспитание как стратегический приоритет государственной политики в сфере дошкольного образования;
- уникальность и самоценность современного дошкольного детства (детская субкультура);
- обеспечение безопасности детей; вопросы психического и физического здоровья, в т.ч. детей с особыми образовательными потребностями и др.;
- формирование основ духовно-нравственных, культурных и гражданско- патриотических ценностей на этапе дошкольного детства;
- формирование российской гражданской идентичности в системе дошкольного образования;
- взаимодействие и сотрудничеств детского сада и семьи;
- просвещение родителей (законных представителей) воспитанников, оказание им консультативной помощи, формирование института осознанного и ответственного родительства;
- преемственность содержания и ведущих видов деятельности детей в образовательной деятельности детского сада и начальной школы;
- дошкольное образование в цифровом мире: внедрение новых технологий управления и организации образовательной деятельности;
- оптимизация системы управления дошкольной образовательной организацией, обеспечения качества дошкольного образования и устойчивого развития каждого педагогического коллектива, нормативной базы, консолидации социальных институтов и др.;
- непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, повышение престижа профессии педагога дошкольного образования, обеспечение комфортной среды для труда воспитателя, взаимодействие педагогического сообщества смежных уровней образования;
- перспективы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольного образования в системах СПО, ВО, ДПО.
По итогам работы Съезда участниками были сформулированы следующие предложения:
- Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:
- провести мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», а также анализ содержания ФОП ДО, на предмет актуальности его положений и, при необходимости, внесения изменений;
- обеспечить организационно-методическое сопровождения ФОП ДО в субъектах Российской Федерации и его мониторинг;
- совершенствовать систему государственного управления в сфере ДО;
- внести предложения к единой стратегии образования (далее — Стратегия);
- подготовить предложения по разработке национальной системы оценки качества образования – первого уровня общего образования — Дошкольное образование (Согласно прошедшей 19 ноября 2024 г. стратегической сессии Правительства о качестве общего и профессионального образования, являющейся основой для дальнейшего формирования долгосрочной стратегии образования);
- разработать научно-методические рекомендации по духовно-нравственному, гражданскому, патриотическому воспитанию детей для первого уровня общего образования – Дошкольное образование (согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»);
- доработать методические рекомендации с описанием мероприятий, обеспечивающих готовность детей дошкольного возраста к переходу на уровень начального общего образования и успешной адаптации к начальной школе;
- усилить развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования в целях профессионального развития педагогов;
- установить именные стипендии студентам организаций высшего образования, обучающимся по профилям дошкольного образования;
- усилить возможности использования активно использовать потенциал экспериментальных и инновационных площадок — многозадачной формы сотрудничества между научным сообществом и практиками, позволяющей в том числе проводить совместные научно-прикладные исследования;
- актуализировать проведение приоритетных фундаментальных и прикладных исследований в области дошкольного образования, с учётом основополагающих направлений, принципов и приоритетов государственной политики РФ (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3684-р Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2021 — 2030 гг.)): воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста, в том числе детей младенческого и раннего возраста; формирование духовно-нравственной культуры, гражданско-патриотического воспитания детей в ДОО; формирование научных представлений о воспитании в культурологическом и аксиологическом ракурсе как ценностной составляющей духовно-нравственной культуры России; анализ актуальных научно обоснованных подходов к формированию РППС в ДОО, актуальных вопросов создания информационного пространства дошкольного детства в цифровую эпоху, а также разработок верифицированного цифрового образовательного контента для реализации образовательных программ дошкольного образования, основных проблем и поведенческих трудностей детей дошкольного возраста; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и др.
- изучить и обобщить опыт по реализации механизмов многоуровневого и комплексного мониторинга качества дошкольного образования для повышения эффективности управления качеством образования на всех уровнях управления образованием;
- подготовить методические рекомендации по вопросам раннего выявления и коррекции в условиях служб ранней помощи детям и их семьям;
- разработать рекомендации по использованию ресурсов цифровой образовательной среды в образовательной деятельности ДОО, включая гигиенические требования к созданию и использованию цифрового и медиаконтента (при участии Роспотребнадзора, Роскомнадзора);
- совершенствовать механизмы психолого-педагогической поддержки семей с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми до 3-х лет, посредством просветительской деятельности, создания стажировочных и ресурсных площадок для повышения компетентности специалистов и родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
- Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования:
- провести обсуждение разработанного подхода к единой системе оплаты труда педагогов в системе дошкольного образования, опираясь на единые государственные нормативы финансирования ДО независимо от местонахождения ДОО;
- разработать целевую модель информационно-просветительской поддержки родителей, включающей создание, в дошкольных образовательных организациях, консультационных центров, обеспечивающих получение родителями детей дошкольного возраста методической, психолого-педагогической, в том числе диагностической и консультативной, помощи на безвозмездной основе;
- обеспечить мониторинг формирования и оснащенности инфраструктуры развивающей предметно-пространственной среды (далее — РППС) ДОО;
- поддержать разработку просветительских программ, проектов, популяризующих систему ДО (в том числе и в региональных средствах массовой информации);
- продолжить работу по достижению целевого показателя национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» начиная с дошкольного возраста;
- разработать меры поддержки для молодых специалистов, работающих в системе дошкольного образования, содействие их профессиональному развитию;
- создать реестры организаций и работников, оказывающих услуги присмотра и ухода за детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- расширять в субъектах Российской Федерации на базе ДОО сеть служб ранней помощи детям от 2 месяцев до 3 лет с нарушениями различных функций или имеющих риск их формирования;
- разработать меры поддержки для молодых специалистов, работающих в системе дошкольного и дополнительного образования, содействие их профессиональному развитию;
- на постоянной основе оказывать поддержку деятельности организаций (центров, служб), осуществляющих консультативную, психолого-педагогическую, диагностическую помощь родителям с детьми дошкольного возраста путём создания централизованных ресурсов и адресных платформ, содержащих комплексные инструменты для организации взаимодействия специалистов с семьёй;
- совершенствовать механизмы финансирования образовательных программ дошкольного образования, реализуемых образовательными организациями, в том числе федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
- разработать меры по обеспечению доступности качественного дошкольного образования в малонаселенных сельских территориях путем реализации региональных проектов, в том числе «Земский воспитатель», «Мобильный детский сад»;
- предусмотреть меры стимулирования для специалистов, получивших среднее профессиональное и высшее педагогическое образование, в целях кадрового обеспечения ДОО (постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»);
- создавать дополнительные места для детей раннего и дошкольного возрастов в разных типах образовательных организаций в субъектах Российской Федерации, актуализируя механизмы и меры поддержки негосударственного сектора в сфере дошкольного образования;
- обеспечить доступность качественного дошкольного образования для всех детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью через организацию и развитие образования детей с ОВЗ совместно с другими обучающимися, а также в отдельных группах, отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- систематизировать мероприятия для руководителей и педагогических работников ДОО по вопросам инклюзивного образования и воспитания детей с учётом своеобразия психофизического развития разных категорий и групп обучающихся, дифференцированного характера особых образовательных потребностей в развитии, сохранении и укреплении здоровья;
- изучать и обобщать лучшие практики по вопросу реализации образовательных программ дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- изучать и обобщать лучшие региональные практики осуществления закупок для материально-технического оснащения ДОО на условиях лизинга;
- изучать и обобщать лучшие региональные практики билингвального развития детей с учётом их национальной принадлежности и этнокультурного окружения;
- создавать условия для обеспечения преемственности между уровнями общего образования, включая условия для реализации соответствующих ДПО, совместных мероприятий для педагогов, реализации проектов преемственности на региональном и муниципальном уровнях;
- осуществлять мониторинг и независимую оценку качества реализуемых программ в области психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста;
- развивать институт наставничества в ДОО, системах среднего профессионального и высшего образования, предусмотреть систему постконкурсного сопровождения участников заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», используя их потенциал в качестве будущих наставников, в том числе реверсивных.
- Рекомендовать ДОО:
- активизировать и разнообразить содержание, методы, формы работы по образовательным областям в соответствии с ФОП ДО («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») для решения задач патриотического, духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, с использованием личностно – ориентированных технологий;
- усилить воспитательную составляющую в содержание дополнительных программ в ДОО, которые реализуются на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Российской Федерации;
- поддерживать реализацию в ДОО дополнительных образовательных программ; распространение лучших практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям, обеспечивающих формирование функциональной грамотности, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием ребёнка;
- совершенствовать профессиональные компетентности педагогов в области патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
- обеспечить выполнение комплекса мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы и создание условий для использования цифровых технологий в дошкольных образовательных организациях, реализующих адаптивные образовательные программы;
- совершенствовать механизмы педагогической поддержки семей с детьми младенческого, раннего, дошкольного возрастов посредством повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах создания условий для обучения, воспитания и развития детей;
- актуализировать направления, методы и приёмы сотрудничества педагогических работников с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста как условия формирования базовых национальных ценностей, в том числе чувства патриотизма, уважения к человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающему миру;
- осуществлять поддержку молодых специалистов в ДОО через внедрение различных моделей наставничества;
- совершенствовать механизмы обеспечения преемственности между уровнями образования, включая сетевое взаимодействие между образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного и начального общего образования; создание рабочих групп по вопросам обеспечения преемственности между уровнями общего образования, в том числе в части реализации программы воспитания; реализацию детско-юношеских проектов, объединяющих воспитанников ДОО и учащихся школ в работе над общими задачами.
- Рекомендовать организациям, реализующим образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, а также осуществляющим подготовку кадров в области дошкольного образования:
- осуществлять дальнейшее организационно-техническое, информационное и методическое обеспечение реализации образовательной программы базовое высшее образование 44.03.01 Педагогическое образование (специальность — Дошкольное образование, Квалификация — Педагог дошкольного образования), обобщая предложения участников пилотного проекта по его корректировке;
- открытие новых образовательных программ базового высшего образования/специализированного высшего образования (44.03.01 Педагогическое образование, специальность — Дошкольное образование и Дополнительное образование (раннее физическое развитие), Квалификация — Педагог дошкольного образования. Педагог дополнительного образования. Инструктор по физической культуре): 44.03.01 Педагогическое образование, специальность — Дошкольное образование и Дополнительное образование (музыка, изобразительное искусство), Квалификация — Педагог дошкольного образования. Педагог дополнительного образования. Музыкальный руководитель), с целью подготовки специалистов непосредственно для системы дошкольного и дополнительного образования (согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих; раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» утверждён Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н);
- разработать содержание и различные формы гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе вуза для вовлечения студентов и педагогов в мероприятия историко-патриотической, героико-патриотической, военно-патриотической направленности;
- разработать содержательную модель методической службы по дошкольному образованию в соответствии с требованиями к деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов;
- усовершенствовать механизмы осуществить мониторинг содержания и качества образовательных программ дополнительного профессионального образования (переподготовки и повышения квалификации) педагогических и управленческих кадров системы дошкольного образования;
- создать интерактивную модель методической поддержки педагогов дошкольного образования;
- систематизировать в образовательных программах высшего образования по подготовке педагогов дошкольного образования по специальности 44.03.01 Педагогическое образование, а также в программах ДПО материалы по изучению истории развития отечественной системы дошкольного образования, а также деятельности известных российских и советских педагогов, исследователей, методистов, внесших значительный вклад в развитие дошкольной педагогики и методики дошкольного образования;
- изучить и обобщить опыт педагогических вузов по разработке образовательных программ высшего образования по специальности 44.03.01 Педагогическое образование, предусматривающих совместное обучение студентов по профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование» с последующей профильной дифференциацией;
- разработать рекомендации для организаций ДПО по разработке и реализации образовательных программ, объединяющих педагогов дошкольного и начального общего образования, направленных на развитие компетенций сотрудничества, выстраивания траекторий преемственности уровней общего образования;
- разработать и реализовать типовые дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) для педагогических работников, включая тьюторов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития.