...

Институт развития ребенка

Координационный совет Минпросвещения России утвердил приоритетные направления научных исследований на 2026 год

23 июня на площадке Российской академии образования состоялось заседание Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по научной деятельности. В нем приняли участие Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, президент РАО Ольга Васильева, представители РАО, органов исполнительной власти регионов, образовательных учреждений и педвузов.

В дистанционном режиме в работе Совета приняла участие Елена Николаевна Приступа, директор Института развития ребенка.

Министр просвещения РФ подчеркнул, что работа Координационного совета становится все активнее, и выразил уверенность, что совместные усилия помогают определить ключевые направления научных исследований в системе Минпросвещения России для решения государственных задач и укрепления образовательного суверенитета страны.

«На апрельском заседании мы поручили обновить перечень приоритетных направлений научно-исследовательских работ. Благодарю Ольгу Юрьевну и коллег из РАО за проделанную работу: они соотнесли актуальные для Минпросвещения направления НИР с приоритетами фундаментальных и прикладных исследований России. Важно, чтобы тематики научных исследований РАО и подведомственных образовательных учреждений взаимодополняли друг друга. Ключевая задача – внедрение научных разработок в практическую деятельность», – отметил Сергей Кравцов.

По его словам, одна из ключевых задач Координационного совета – провести анализ тематик НИР с точки зрения их фундаментальной и прикладной значимости для системы образования. Ранее было поддержано создание экспертных групп при Совете. Уже подготовлено положение, которое определяет их формат работы и задачи, включающие не только экспертизу результатов НИР, но и разработку предложений по их внедрению. По мнению Министра, группы должны не просто выявлять проблемные вопросы, но и предлагать конкретные пути применения научных разработок в образовательной практике.

«Сегодня нам важно обратить пристальное внимание на содержание школьных программ, особенно по предметам естественно-научного цикла. Важно не только актуализировать набор тем, но и пересмотреть распределение учебных часов, чтобы у школьников была реальная возможность осваивать знания через практику: проводить лабораторные работы, экспериментировать с приборами, работать руками. Сегодня на это зачастую не хватает времени, что снижает интерес к науке и понимание ее основ. Предлагаю объединить усилия для разработки сбалансированного подхода, который позволит сделать обучение более эффективным и увлекательным. Российская академия образования готова предоставить экспертные рекомендации и методическую поддержку совместно с Министерством просвещения», – сказала президент РАО, академик РАО Ольга Васильева.

О перечне направлений и тем научно-исследовательских работ подведомственных Минпросвещения России учреждений на 2026 год, а также о работе экспертных групп по приоритетным направлениям научных исследований доложила заместитель Министра просвещения РФ Ольга Колударова. Она сообщила, что совместно с РАО была синхронизирована федеральная программа фундаментальных и прикладных исследований до 2030 года с направлениями НИР, которые Минпровещения России поддерживает в подведомственных организациях с 2023 года. Эксперты РАО предложили 61 приоритетное направление научных исследований в сфере педагогики и образования, которые объединены в девять укрупненных групп. Особо отмечено, что в новом перечне полностью сохранены 27 практико-ориентированных направлений, которые последние три года служили ориентирами для подведомственных организаций. Обновленный перечень объединяет стратегические перспективы развития педагогической науки с актуальными потребностями образовательной практики.

«Эксперты РАО активно подключились к анализу тематик НИР подведомственных организаций на 2026 год в сфере педагогики и образования, поддержав 188 научных проектов, еще 40 находятся на экспертизе в РАН. НИР направлены на разработку современных подходов к обучению и воспитанию, исследование цифровизации образования, совершенствование педагогического образования, развитие стратегий управления образовательными системами. Особое внимание уделено исследованиям в области воспитания, психолого-педагогического сопровождения, педагогического образования, Стратегии развития образования. При этом требует дополнительной проработки направление, связанное с оценкой качества образования на всех уровнях. Традиционно поддерживаются и исследования в естественно-научных и гуманитарных областях», – сообщила Ольга Колударова.

Отдельное внимание было уделено созданию экспертных групп по приоритетным направлениям научных исследований, каждая из которых будет включать до пяти специалистов. На заседании было предложено сформировать группы экспертов по укрупненным группам направлений (разделам) фундаментальных и прикладных исследований на основе обновленного перечня в области образования и педагогики, а также создать отдельную экспертную группу по непедагогическим исследованиям.

К обсуждению дорожной карты по развитию практико-ориентированной педагогической науки на базе РАО, подведомственных организаций Минпросвещения, Минобрнауки, педвузов и колледжей присоединились заместитель президента РАО Жанна Садовникова и ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.

Также был рассмотрен ряд вопросов, которые будут проработаны в рамках Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по научной деятельности.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.