Главная страница » Для педагогов » Здоровье и физическое развитие ребенка
Здоровье — это ключевая ценность для каждого человека.
«Здравствуй!» — говорим мы друг другу ежедневно, улыбаясь, излучая радость от встречи. И получается, что с этим словом «здравствуй» мы передаём друг другу частичку собственного благополучия — здоровья, радости, счастья, как бы подзаряжаем друг друга на расстоянии энергией жизни. Но не менее важно и то, что, прощаясь, мы говорим:
«Будь здоров!» Люди желают друг другу крепкого здоровья при встрече и расставании, потому что оно — основа полноценной и счастливой жизни.
Сегодня мы произносим эти слова не задумываясь, часто по привычке. Но когда-то наши предки здоровались, полностью отдавая себе отчёт в целесообразности такого приветствия. Завет предков здравствовать, закодированный в слове «здравствуй» и пронесённый через века, можно понимать однозначно — быть здоровыми физически и психически всегда, жить полнокровной жизнью человека сильного, смелого, счастливого!
Ведь хорошее здоровье способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, даёт возможность решать жизненные задачи, обеспечивает долгую, активную и творческую жизнь.
«Мы есть то, что мы едим» — так говорил в давние времена Гиппократ, подразумевая, что пища, которую мы употребляем, влияет не только на утоление нашего голода, но и на наше здоровье в целом, характер наших олезней и, главное, сознание.
По итогам исследования, которое прошло в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография», избыточная масса тела выявлена у 18 % школьников, ожирение — у 8 % из них. В некоторых регионах число детей с избыточной массой тела в начальной школе превышает 30 %. При этом чаще всего ожирение встречается среди мальчиков. Так, сегодня Россия занимает 14-е место в мире по числу детей с ожирением, при этом по девочкам — 21-е место, а по мальчикам — 9-е место.
Профилактике этого негативного явления должно способствовать здоровое питание. Оно прежде всего сводится к привычке включать в рацион полезные продукты и отказываться от вредных. Здоровые привычки в питании ребёнка — это ценнейший подарок, который дети могут получить от родителей и учителей. Рассказывая о важности сбалансированного питания, прививая детям любовь к полезной еде, мы защищаем их на многие годы вперёд.
Гиподинамия, возникающая из-за низкой физической активности, является независимым фактором риска развития большинства хронических неинфекционных заболеваний и четвёртым по значимости фактором риска глобальной смертности (6 % случаев смерти в мире).
Поэтому регулярная физическая активность является одним из ключевых защитных факторов при профилактике и лечении неинфекционных заболеваний детей.
Физическая активность детей и подростков благоприятно отражается на показателях здоровья, развитии когнитивных способностей (академическая успеваемость, способность к целенаправленной деятельности), состоянии психического здоровья (уменьшение симптомов депрессии) и снижении степени ожирения. В связи с этим рекомендуются следующие режимы двигательной активности:
■ детям и подросткам следует еженедельно посвящать в среднем не менее 60 минут в день занятиям физически активной деятельностью средней или высокой интенсивности, в основном с аэробной нагрузкой;
■ не реже трёх раз в неделю следует заниматься физически активной деятельностью высокой интенсивности с аэробной нагрузкой, в том числе направленной на укрепление костно-мышечной системы.
В школах должны быть разработаны программы по физической активности, которые вовлекают наибольшее количество участников, вне зависимости от уровня подготовки, а также приносят удовольствие от занятий физической активностью. Необходимо предоставлять ученикам возможность быть активными во время занятий, на переменах, в обеденный перерыв и после школы.
«Чем больше у нас будет спортивных площадок, тем меньше придётся строить больниц» — писал советский врач, педагог, деятель физической культуры профессор Борис Александрович Ивановский.
Детям и подросткам также следует сокращать продолжительность малоподвижных периодов, особенно время досуга у экрана телевизора, компьютера или другого устройства.
Регулярное соблюдение основных правил гигиены защищает ребёнка от множества проблем со здоровьем. Гигиена влияет на иммунитет, дети, которые соблюдают правила гигиены, более организованны и дисциплинированны. Соблюдение режима сна и отдыха, которое является неотъемлемой частью личной гигиены, также положительно сказывается на развитии и успеваемости в школе: отдохнувший и выспавшийся ребёнок лучше усваивает учебный материал.
Наряду с соблюдением правил личной гигиены очень важно соблюдать гигиенические правила организации учебного процесса.
В своей статье «Школьная гигиена, её связь с другими науками, её отношение к педагогике» Н. А. Семашко писал: «…в применении к вопросам школьной гигиены в указанном смысле этого слова необходимо ещё и ещё раз подчеркнуть значение гигиены в организации педагогического процесса… от этого в значительной мере зависит успешность педагогического процесса и борьбы с утомлением учащихся».
Первостепенная сущность роли руководителя образовательной организации в осуществлении идеи здоровьесберегающей школы заключается в приверженности следующим положениям:
Всё это позволит достичь поставленных целей здоровьесбережения в сфере образования.
Главная задача руководителя образовательной организации и педагогов — обеспечить высокий уровень компетентности у каждой из сторон образовательного процесса относительно здоровьесбережения.
Всё это позволит достичь поставленных целей здоровьесбережения в сфере образования.
Методические материалы подготовлены на основе результатов, полученных в результате реализации проекта «Школьная медицина: разработка модели первичной профилактики факторов риска современной образовательной среды».
Методические материалы «Здоровьесберегающая деятельность в образовании: основные понятия» являются частью 1 серии «Здоровье и развитие ребенка».
В методических материалах рассмотрены теоретические основы здоровьесберегающей деятельности, уточнена сущностная характеристика здоровьесберегающей деятельности в широком смысле, понятий «здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения» и «здоровьесберегающая деятельность учителя».
Материалы предназначены для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, педагогов, родителей.
Методические материалы: Современные концепции здоровьесберегающего образования. – Москва: ФГБНУ «ИВФ РАО», 2023. – 35 с.
Методические материалы подготовлены на основе результатов, полученных в результате реализации проекта «Школьная медицина: разработка модели первичной профилактики факторов риска современной образовательной среды».
Методические материалы «Здоровьесберегающая деятельность в образовании: основные понятия» являются частью 2 серии ««Здоровье и развитие ребенка».
В методических материалах представлен обзор актуальных концепций здоровьесберегающего образования, которые могут стать основой для разработки программ и мероприятий в области образования, здравоохранения и других областях, где затрагиваются интересы детей, и предусматривается межведомственная координация по вопросам охраны здоровья подрастающего поколения.
Методические материалы предназначены для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, педагогов, школьных медицинских работников, родителей.
Методические материалы «Региональные нормативы как инструмент индивидуального подхода к оценке показателей физической подготовленности обучающихся» подготовлены на основе результатов, полученных в рамках выполнения государственного задания по проекту «Мониторинг физического здоровья школьников на основе разработки и внедрения инновационных технологий оценки и контроля морфофункциональных перестроек организма учащихся».
Методические материалы «Региональные нормативы как инструмент индивидуального подхода к оценке показателей физической подготовленности обучающихся» являются частью 3 серии «Здоровье и развитие ребенка».
В методических рекомендациях представлена методика тестирования физических качеств и алгоритм разработки региональных нормативов для объективной оценки физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций. В приложениях представлены нормативы физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края, Красноярского края, Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа — Югра, г. Санкт-Петербурга, республики Северная Осетия (Алания), Саратовской области, а также сведения об их разработке и использовании.
Методические рекомендации предназначены для учителей физической культуры и специалистов в области физической культуры, занимающихся вопросами организации и проведения тестирования физической подготовленности детей школьного возраста.
Методические материалы подготовлены на основе результатов, полученных в результате реализации проекта «Школьная медицина: разработка модели первичной профилактики факторов риска современной образовательной среды».
Методические материалы «Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение охраны здоровья обучающихся в Российской Федерации» являются частью 4 серии «Здоровье и развитие ребенка».
В материалах представлен свод документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций по охране здоровья обучающихся.
Материалы предназначены для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания. Материалы станут помощником в работе по созданию условий для реализации прав ребенка по сохранению и укреплению здоровья.
Методическое пособие «Нормативы физического развития обучающихся общеобразовательных организаций» являются частью 5 серии «Здоровье и развитие ребенка» В методическом пособии изложены методики определения основных показателей физического развития, представлены нормативы физического развития обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области, основанные на результатах анализа данных физического развития обучающихся 7- 17 лет, сведения об их разработке и использовании. Методическое пособие предназначено для педиатров, врачей медико-профилактического дела, организаторов здравоохранения, медицинских и педагогических работников общеобразовательных организаций, специалистов санитарно-эпидемиологической службы, научных работников, обучающихся в медицинских и педагогических вузах.
Методические рекомендации содержат информацию о методологии проведения мониторинга физического здоровья обучающихся в условиях общеобразовательных организаций, правилах измерения показателей физического развития, физической, функциональной подготовленности детей
и подростков, требования к разработке половозрастных нормативов физического развития и физической подготовленности. Методические рекомендации предназначены для медицинских, педагогических работников и специалистов по физической культуре и спорту.
В учебном пособии для врачей представлены современные региональные возрастно-половые нормативы физического развития детского населения субъектов Российской Федерации в виде модифицированных шкал регрессии массы тела по длине тела. Нормативы необходимы при индивидуальной оценке физического развития ребенка в рамках современной нормативно-методической базы.
Учебное пособие предназначено для врачей, аспирантов, ординаторов, специалистов в области профилактической медицины, научных сотрудников.
В пособии представлены современные региональные возрастно-половые нормативы физического развития детского населения субъектов Российской Федерации в виде модифицированных шкал регрессии массы тела по длине тела. Нормативы необходимы при индивидуальной оценке физического развития ребенка в рамках современной нормативно-методической базы.
Учебное пособие предназначено для врачей, аспирантов, ординаторов, специалистов в области профилактической медицины, научных сотрудников.
Книга представляет собой комплекс специально подобранных нормативных правовых актов и методических документов, позволяющих выстроить образовательный и воспитательный процесс с учётом приоритета охраны здоровья детей. В книге представлены выдержки из федеральных нормативных правовых актов, которыми регулируются права детей в сфере охраны здоровья, методических рекомендаций федеральных органов государственной власти по охране здоровья обучающихся и научно-методических рекомендаций по обеспечению охраны здоровья обучающихся.
Серия настольных книг директора школы проекта «Школа Минпросвещения России» включает восемь книг по пяти магистральным направлениям: Знание, Воспитание, Здоровье, Профориентация, Творчество и по трем ключевым условиям: Учитель. Школьная команда, Школьный климат, Образовательная среда. Ознакомиться со всеми книгами можно по ссылке.
В методических рекомендациях рассмотрены принципы эффективной организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях и рекомендации по составлению рационального расписания уроков для обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В рекомендациях представлена информация об организации образовательной деятельности с учётом периодов работоспособности и утомления, гигиенические требования к составлению расписания уроков для обучающихся. Представлены рекомендации по составлению расписания уроков при обучении по четвертям и триместрам.
В приложениях представлены:
И.А. Мищенко
«Функциональное состояние организма. Технология оценки вариабельности сердечного ритма детей»
В современном мире в связи с увеличением умственных нагрузок на фоне невысокой двигательной активности отмечается снижение доли здоровых детей с одновременным увеличением их заболеваемости.
Вариабельность сердечного ритма (ВСР) — неинвазивная технология, позволяющая в реальном времени оценивать состояние регуляторных систем школьников, в частности общей активности регуляторных механизмов нейрогуморальной регуляции сердца, соотношение между симпатическим и парасимпатическими отделами вегетативной нервной системы.
Об этом в рамках проекта «Наука – практикам» расскажет кандидат биологических наук, доцент Мищенко Ирина Александровна.
В.Д. Сонькин
«Физиологические основы физического развития ребенка»
Доктор биологических наук, профессор Сонькин Валентин Дмитриевич рассказывает о физиологических основах физического развития детей и подростков.
В сюжете рассмотрены морфофункциональные особенности ребенка на основных этапах возрастного развития, их связь с процессами социализации, в том числе с обучением и воспитанием.
О.Ф. Жуков
«Как правильно выбрать вид спорта для ребенка»
Рано или поздно наступает момент, когда молодые родители задумываются о том, в какой кружок отвести ребенка. Если ваш выбор пал на занятия спортом, то теперь необходимо определиться с его направлением.
Как правило, последнее слово в выборе спорта для ребенка стоит за родителями, ведь у многих когда-то была своя мечта. Если мама хотела стать великой гимнасткой, скорее всего, она отдаст дочку в гимнастическую секцию. Или папа, который бредил (или бредит) футболом, задумывает сделать из сына звезду мирового футбола. Вы понимаете, чем это может закончиться, если у ребенка нет желания или способностей к ВАШЕМУ виду спорта?..
Чтобы не допустить ошибок и выбрать занятие, подходящее именно вашему ребенку, необходимо посмотреть данный сюжет.
Р.И. Мачинская
«О синдроме дефицита внимания и гиперактивности»
Многие родители обращаются к специалистам по поводу синдрома дефицита внимания и гиперактивности своих детей. Не делает уроки, дерется с одноклассниками, разносит квартиру…Это знакомо ряду родителей. Что за это синдром и что делать в этом случае родителям? Об этом в сюжете рассказывает доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Мачинская Регина Ильинична.
Р.И. Мачинская
«О центрах раннего физического развития детей»
Сейчас в Российской Федерации наметилась тенденция по открытию центров раннего развития ребенка, в том числе раннего физического развития. Многие тренеры набирают детей в спортивные секции с трехлетнего возраста. Какие плюсы и минусы видят в данной тенденции ученые? Об этом рассказ в данном сюжете.
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Здоровье и развитие ребенка». Методические материалы «Здоровьесберегающая деятельность в образовании: основные понятия» являются частью 1 серии «Здоровье и развитие ребенка».
Методические материалы подготовлены на основе результатов, полученных в результате реализации проекта «Школьная медицина: разработка модели первичной профилактики факторов риска современной образовательной среды».
В методических материалах рассмотрены теоретические основы здоровьесберегающей деятельности, уточнена сущностная характеристика здоровьесберегающей деятельности в широком смысле, понятий «здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения» и «здоровьесберегающая деятельность учителя». Материалы предназначены для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, педагогов, родителей.
Вы можете ознакомиться с ним, перейдя по ссылкам: https://disk.yandex.ru/i/88CXorlyH4BOWg
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Здоровье и развитие ребенка».
Методические материалы «Современные концепции здоровьесберегающего образования» являются частью 2 серии ««Здоровье и развитие ребенка».
В методических материалах представлен обзор актуальных концепций здоровьесберегающего образования, которые могут стать основой для разработки программ и мероприятий в области образования, здравоохранения и других областях, где затрагиваются интересы детей, и предусматривается межведомственная координация по вопросам охраны здоровья подрастающего поколения.
Методические материалы предназначены для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, педагогов, школьных медицинских работников, родителей.
Вы можете ознакомиться с ним, перейдя по ссылкам: https://disk.yandex.ru/i/Wb5Dml-X0OqLUA
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Здоровье и развитие ребенка».
Методические материалы «Региональные нормативы как инструмент индивидуального подхода к оценке показателей физической подготовленности обучающихся» подготовлены на основе результатов, полученных в рамках выполнения государственного задания по проекту «Мониторинг физического здоровья школьников на основе разработки и внедрения инновационных технологий оценки и контроля морфофункциональных перестроек организма учащихся».
Методические материалы «Региональные нормативы как инструмент индивидуального подхода к оценке показателей физической подготовленности обучающихся» являются частью 3 серии «Здоровье и развитие ребенка».
В методических рекомендациях представлена методика тестирования физических качеств и алгоритм разработки региональных нормативов для объективной оценки физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций. В приложениях представлены нормативы физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края, Красноярского края, Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа — Югра, г. Санкт-Петербурга, республики Северная Осетия (Алания), Саратовской области, а также сведения об их разработке и использовании. Методические рекомендации предназначены для учителей физической культуры и специалистов в области физической культуры, занимающихся вопросами организации и проведения тестирования физической подготовленности детей школьного возраста.
Вы можете ознакомиться с ним, перейдя по ссылкам https://disk.yandex.ru/i/DxQoD3Ucch2Y0g
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Здоровье и развитие ребенка».
Методические материалы «Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение охраны здоровья обучающихся в Российской Федерации» являются частью 4 серии «Здоровье и развитие ребенка».
В материалах представлен свод документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций по охране здоровья обучающихся. Материалы предназначены для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания. Материалы станут помощником в работе по созданию условий для реализации прав ребенка по сохранению и укреплению здоровья.
Вы можете ознакомиться с ним, перейдя по ссылкам: https://disk.yandex.ru/i/lT-rnjOg1NDiUQ
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Здоровье и развитие ребенка».
Методическое пособие «Нормативы физического развития обучающихся общеобразовательных организаций» являются частью 5 серии ««Здоровье и развитие ребенка»
В методическом пособии изложены методики определения основных показателей физического развития, представлены нормативы физического развития обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области, основанные на результатах анализа данных физического развития обучающихся 7-17 лет, сведения об их разработке и использовании.
Методическое пособие предназначено для педиатров, врачей медико-профилактического дела, организаторов здравоохранения, медицинских и педагогических работников общеобразовательных организаций, специалистов санитарно-эпидемиологической службы, научных работников, обучающихся в медицинских и педагогических вузах.
Вы можете ознакомиться с ним, перейдя по ссылкам: https://disk.yandex.ru/i/6sSYLf1Mt1U7iA