Государственное задание
Государственное задание
2023
Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития
Цель на 2023 год:-
-
- На основе комплексных психофизиологических и физиолого-гигиенических исследований изучить влияние компьютерных технологий обучения на функциональное состояние организма обучающихся основного общего образования.
-
-
-
- Провести физиолого-гигиенический анализ особенностей применения компьютерных технологий (КТ) в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся основного общего образования;
- На основе экспериментального комплексного психометрического и электроэнцефалографического исследования изучить влияние способа представления значимой информации на мозговую организацию избирательного внимания и рабочей памяти у обучающихся основного общего образования (7,9 классы);
- На основе экспериментального исследования изучить функциональное состояние организма обучающихся основного общего образования (9 класс) при разной продолжительности использования различных цифровых устройств (ноутбук, планшет) и бумажного носителя информации;
- На основе экспериментального исследования изучить эффективность чтения (по параметрам окуломоторной активности) обучающихся основного общего образования (9 класс) в зависимости от степени сформированности навыка и сложности текста;
- На основе экспериментального исследования изучить интеллектуальное и речевое развитие обучающихся основного общего образования (9 класс) в зависимости от интенсивности использования цифровых технологий в урочное и внеурочное время;
- На основе экспериментального исследования изучить влияние двигательной подготовленности и физической активности на функциональное состояние обучающихся основного общего образования (9 класс) при разной интенсивности использования цифровых технологий.
- Представить результаты НИР: отчеты, методические материалы.
-
-
- 2019 — 2025 гг.
Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения
Цель на 2023 год:-
-
- Выявить особенности адаптации организма обучающихся начального общего образования к современным учебным нагрузкам
-
-
-
- Изучение теоретических основ по теме исследования, разработка программы реализации проекта;
- Подготовка методического инструментария для изучения процессов адаптации обучающихся начального общего образования;
- Гигиеническая оценка учебной нагрузки у обучающихся 1-х классов;
- Исследование адаптации организма обучающихся начального общего образования (1 класс):
- — изучение динамики умственной работоспособности как критерия адаптации к учебной нагрузке и сопротивляемости утомлению;
-
-
-
-
- — исследование адаптации по показателям сердечно- сосудистой системы, вегетативной нервной систем и гормональной регуляции (в начале, середине учебного года);
- Анализ полученных данных, подготовка публикаций и отчета.
-
-
-
- 2023 — 2027 гг.
Разработка модели госпитальных школ для детей, нуждающихся в длительном лечении
Цель на 2023 год:-
-
- Разработка, апробация и внедрение инструментов научно-методического обеспечения реализации российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования, с учетом их текущего здоровья, психофизиологических способностей и возможностей
-
-
-
- Исследование организации образовательной деятельности госпитальных школ с позиции актуального состояния, отраслевых задач и проблем, требующих научной разработки, включая вопросы: — нормативного правового обеспечения образовательной деятельности длительно тяжело болеющих обучающихся до, во время пребывания в условиях медицинского стационара и после возвращения в школу по месту жительства; — программно-методического обеспечения образовательной деятельности длительно тяжело болеющих обучающихся в условиях медицинского стационара; — отбора и реализации индивидуально ориентированного содержания обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей длительно тяжело болеющих обучающихся разных групп, состояния их здоровья, индивидуальных особенностей развития, семейного воспитания; — оценки качества образовательной деятельности длительно тяжело болеющих обучающихся в условиях медицинского стационара, в том числе с позиции удовлетворенности участников образовательных отношений. В научное исследование будут вовлечены руководители и педагогические работники госпитальных школ (структурных подразделений общеобразовательных школ), родители длительно тяжело болеющих обучающихся, сами обучающиеся. Всего – не менее 200 человек из не менее 30 субъектов РФ;
- Разработка научно-методического обеспечения деятельности госпитальных школ на основе данных, подтвержденных результатами эмпирического исследования;
- Разработка проекта российской модели госпитальной школы на основе данных теоретического и эмпирического исследования организации образовательной деятельности госпитальных школ. Структура Проекта предусматривает: перечень используемого понятийного терминологического аппарата; обоснование актуальности Проекта с описанием основных проблем науки и практики в организации образования длительно тяжело болеющих детей; концептуальные основания разработки модели российской госпитальной школы; указание на структурные и функциональные характеристики модели российской госпитальной школы; описание процедуры апробации и оценки эффективности (показатели эффективности); перечень требуемых условий для внедрения модели в единое российское образовательное пространство; другие элементы (на усмотрение авторов Проекта);
-
Алгоритмы конструирования образовательных программ дошкольного образования в условиях единого образовательного пространства
Цель на 2023 год:-
-
- Разработка и обоснование типовых алгоритмов конструирования программ ДОО с обязательной (ФОП ДО) и вариативной частями
-
-
-
- Выявить и проанализировать механизмы интеграции обязательной и вариативной частей в образовательных программах организаций, реализующих программы дошкольного образования;
- Разработать и описать критериальную схему оценки соответствия образовательных программ ДОО обязательному минимуму, заданному в ФОП ДО;
- Классифицировать типовые варианты несоответствия образовательных программ ДОО обязательному минимуму, заданному в ФОП ДО;
- Разработать шаблон-конструктор, включающий типичные алгоритмы проектирования образовательных программ организаций, реализующих программы дошкольного образования;
- Разработать методические рекомендации по использованию шаблона- конструктора при проектировании образовательных программ организациями, реализующими программы дошкольного образования.
-
-
- 2023г.
Психолого-педагогические и нейропсихологические инструменты выявления рисков и индивидуализации развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов
Цель на 2023 год:-
-
- Разработка и стандартизация комплекса психолого-педагогической и нейропсихологической диагностики детского развития на этапе дошкольного детства
-
-
-
- Разработка и методологическое обоснование междисциплинарного комплекса диагностики детского развития на этапе дошкольного детства;
- Разработка междисциплинарного комплекса психолого-педагогических и нейропсихологических методов и методик диагностики детского развития на этапе дошкольного детства (для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста), направленного на выявление потенциала и рисков развития ребенка, его индивидуальных особенностей, актуализацию трудностей в освоении образовательной программы ;
- Организация условий и подготовка диагностического обследования детей младенческого, раннего и дошкольного возраста в условиях образовательных организаций посредством междисциплинарного комплекса психолого-педагогических и нейропсихологических методов и методик диагностики рисков, потенциала и индивидуализации развития;
- Количественный и качественный анализ результатов диагностического обследования потенциала и рисков развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, определение и обоснование стандартных значений результатов (стен и шкал) методами математического анализа, а также обозначение векторов индивидуализации для возрастных и гендерных страт выборки;
- Разработка методических рекомендаций по использованию комплекса диагностики детского развития в практике дошкольного образования с целью выявления рисков и потенциала развития ребенка, его индивидуальных особенностей, актуализации трудностей в освоении образовательной программы;
- Диссеминация полученных результатов в публикациях, научных докладах на Международных и Всероссийских конференциях по проблемам детского развития и психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО.
-
-
- 2023г.
Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
Разработка и апробация программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста, в том числе на территории новых субъектов Российской Федерации
- Разработка и внедрение методических кейсов по теме: «Технологии просветительской деятельности» (о способах доведения информации до родителей (законных представителей) в объеме не менее 4 часа;
- Разработка и внедрение модульной программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации;
- Разработка программ повышения квалификации педагогов ДОО и проведение курсов;
- Внедрение и сопровождение программы просветительской деятельности в 85 регионах РФ (работа горячей линии, информационная поддержка);
Разработка и утверждение методических рекомендаций по развитию центров раннего физического развития детей (начиная с двухлетнего возраста), в том числе в дошкольных образовательных организациях
- Проведения цикла вебинаров с образовательными организациями, на базе которых функционируют центры раннего физического развития;
- Выявление лучших практик работы центров физического развития;
- Фестиваль лучших практик;
- Подготовка сборника лучших практик, с целью их дальнейшего тиражирования;
- Разработка методических рекомендаций.
Обновление содержания и обеспечение методической поддержки современного качества дошкольного образования
- Разработка предложений по внесению изменений в ФГОС ДО и примерную основную образовательную программу дошкольного образования;
- Разработка разъяснений о внесении изменений в ФГОС ДО и примерную основную образовательную программу дошкольного образования;
- Разработка методических рекомендаций для воспитателей ДОО по реализации образовательных программ дошкольного образования;
- Проведение Всероссийской конференции по обновлению содержания образования и методов обучения в общем образовании;
- Организационно-методическое обеспечение по вопросам реализации ООП ДО;
- Мониторинг реализации обновления ООП ДО в образовательных организациях 85 субъектов РФ.
Школьная медицина: разработка модели первичной профилактики факторов риска современной образовательной среды
- Определение современных факторов риска здоровья обучающихся;
- Определение основных направлений осуществления здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
- Подготовка перечня эффективных здоровьесберегающих технологий и их содержания для образовательных организаций;
- Разработка организационной модели школьной медицины, основных направлений деятельности специалистов разного профиля;
- Подготовка перечня инфраструктурного, кадрового и методического обеспечения организационной модели школьной медицины;
- Организация круглого стола «Основные проблемы школьной медицины и пути их решения».
Сопровождение межведомственного взаимодействия, направленного на повышение качества оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста
- Анализ правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации организации услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста как в ДОО, в том числе в семейных дошкольных группах, так и вне образовательных организаций (индивидуальными предпринимателями, самозанятыми, организациями) с выявлением общих требований к услуге по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в системе ДОО и выработке предложений по внесению изменений в федеральное законодательство;
- Проведение всероссийских мастер-классов, семинаров (вебинаров), в том числе в интерактивной форме, направленных на формирование знаний, умений и навыков, необходимых при оказании нянями (работниками по присмотру и уходу) за детьми дошкольного возраста, в том числе детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, соответствующих услуг;
- Разработка методических рекомендаций по оказанию услуг присмотра и ухода за воспитанниками ДОО, в том числе с ОВЗ и с инвалидностью.
Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности системы организаций (стажировочных площадок) «Детский сад — маршруты развития», выполняющих организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования, включая обновление инфраструктуры стажировочных площадок
- Методическое и экспертно-консультационное сопровождение деятельности стажировочных площадок;
- Организационно-техническое сопровождение по отбору стажировочных площадок;
- Организация и проведение повышения квалификации педагогов и управленческого персонала по деятельности стажировочных площадок;
- Мониторинг деятельности стажировочных площадок;
- Разработка и внедрение единого инструментов по взаимодействию организаций в системе стажировочных площадок.
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому»
Проблемное поле Конференции:-
-
- Теоретико-методологические и практические вопросы обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому.
-
-
-
- Обобщение опыта и обсуждение научно-практических аспектов проблематики, связанной с обучением детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому.
-
2022
Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития
Актуальность исследования-
-
- Век широкого применения информационно-компьютерных технологий обусловил существенные изменения в современном образовательном процессе (Kiatrungrit, 2014, Хэтти, 2017, Sánchez-Pérez, 2018 и др.). Как свидетельствует целый ряд научных работ и метаанализов, применение компьютеров в образовательном процессе вызывает большой интерес. Согласно результатам 76 мета¬анализов, учитывающих 4498 исследований, в которых участвовали около 4 миллионов учеников, средний размер эффекта обучения с помощью компьютера равен 0,37 (стандартное отклонение — 0,02), а универсальный индикатор размера эффекта в среднем составляет 25%, то есть в 25 случаях из 100 обучение с применением компьютеров имело положительный результат (Дж. Хэтти, 2017). Однако в нашей стране варианты использования электронных устройств (компьютер, ноутбук, планшет) на разных этапах возрастного развития не систематизированы и практически не исследовано их влияние на функциональное состояние и развитие детей разного возраста. Не определены и модельные варианты использования компьютерных технологий в учебном процессе на разных уровнях образования. Поэтому необходим глубокий и взвешенный анализ имеющейся объективной информации по этому вопросу, необходимо комплексное исследование функционального состояния организма детей и подростков при использовании компьютерной техники при обучения, необходим поиск путей их эффективного использования в системе образования. Данное исследование позволит оценить влияние разных видов цифровых технологий на организм детей и подростков, определить оптимальные режимы и варианты их использования.
-
-
-
- На основе комплексных психофизиологических и физиолого-гигиенических исследований изучить влияние компьютерных технологий (КТ) обучения на функциональное состояние организма детей на разных этапах возрастного развития (в рамках популяционного и экспериментального исследования).
-
-
-
- Разработать программу исследования (обоснование проблемы, анализ отечественных и мировых данных, цель и задачи исследования, этапность работы, предполагаемые результаты и их практическое применение, необходимое оборудование), выделить приоритеты, определить методологию и этапы исследования;
- Разработать методический инструментарий для проведения физиолого-гигиенического популяционного исследования особенностей использования КТ в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся начального, основного и среднего общего образования (8-10 тыс. учащихся 2,4,5,7,10 классов) в 10 субъектах Российской Федерации (анкеты, опросники и т.п.);
- На основе популяционного физиолого-гигиенического исследования изучить особенности использования КТ в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся начального, основного и среднего общего образования в 10 субъектах РФ;
- Разработать и апробировать экспериментальные модели оценки влияния использования КТ на функциональное состояние организма детей разного возраста;
- На основе экспериментального комплексного психометрического и электроэнцефалографического исследования изучить влияние способа представления значимой информации на мозговую организацию избирательного внимания и рабочей памяти у детей и подростков;
- На основе экспериментального исследования провести оценку влияния использования КТ на функциональное состояние и адаптационные возможности организма детей и подростков. Провести сравнительный анализ функционального состояния организма детей и подростков при использовании различных электронных устройств (компьютер, ноутбук, планшет);
- Провести анализ влияния двигательного режима на физиологические, психологические и поведенческие аспекты функционального состояния детей и подростков в условиях применения компьютерных технологий обучения;
-
-
-
- В популяционном исследовании (2022 г.) приняли участие общеобразовательные организации 10 регионов Российской Федерации: Архангельская, Калининградская, Новосибирская, Московская, Оренбургская, Пензенская, Свердловская области, Краснодарский, Ставропольский и Хабаровский край.
-
-
-
- На основе комплексных психофизиологических и физиолого-гигиенических исследований изучить влияние компьютерных технологий обучения на функциональное состояние организма обучающихся основного общего образования (5, 7 класс).
-
-
-
- Анализ отечественных и мировых данных о результатах научных исследований влияния компьютерных технологий обучения на функциональное состояние организма обучающихся в основной школе; особенности режима дня и использования электронных устройств у современных школьников
- Физиолого-гигиенический анализ особенностей применения компьютерных технологий (КТ) в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся основной школы (5, 7 класс)
- Проведение психофизиологического и физиологического исследования влияния компьютерных технологий обучения на функциональное состояние организма обучающихся основного общего образования (5, 7 класс). Сбор экспериментальных данных.
- Первичная обработка данных. Создание массива данных. Проведение статистической обработки экспериментальных данных.
- Подготовка обобщающих материалов научных исследований: -особенности использования компьютерных технологий в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся 5,7 классов; -влияние компьютерных технологий обучения на функциональное состояние организма обучающихся 5,7 классов.
- Подготовка публикаций в рецензируемых журналах и методических рекомендаций для педагогов
- Представление основных результатов исследования на международных и всероссийских научных (научно-практических) конференциях
-
-
-
- Получение объективных популяционных данных об использовании цифровых технологий в учебной и внеурочной деятельности детей (характер использования, виды деятельности, физиолого-гигиенические характеристики использования) позволит сформировать предложения и рекомендации по эффективному использованию цифровых технологий в образовательном процессе. В 2021 году будут разработаны научно-методические рекомендации для педагогов и родителей начального общего образования по использованию цифровых технологий в образовательном процессе (использование разных электронных устройств, оптимизации функционального состояния организма обучающихся при их использовании, выбору оптимальных с точки зрения повышения эффективности когнитивной деятельности способов предъявления учебной информации) с целью минимизации рисков их негативного влияния на развитие и здоровье детей.
-
-
-
- Полученные результаты могут быть использованы при решении практических задач по профилактике и коррекции неблагоприятных изменений функционального состояния при использовании компьютерной техники в процессе обучения, повышению стрессоустойчивости и работоспособности обучающихся.
-
-
-
- Соколова Людмила Владимировна
-
-
-
- Доктор биологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе
-
-
-
- 2019 – 2025 гг
-
-
-
- тел.: +7(499)245-03-53
-
-
- e-mail: ivfrao@yandex.ru
Функциональное развитие (когнитивное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье) детей дошкольного возраста
О проекте-
-
- Реализация ФГОС дошкольного образования, организация индивидуального подхода к детям требуют глубокого знания возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей детей на всех этапах дошкольного детства. Подобные исследований в нашей стране немногочисленны и, в основном, ограничиваются изучением отдельных сторон развития (речи, внимания, восприятия, моторного развития и т.п.) в небольших группах детей, что не дает представления о состоянии развития детей дошкольного возраста в стране.
-
-
-
- Комплексное исследование функционального развития детей дошкольного возраста позволит определить возрастные особенности детей на современном этапе. Популяционные исследования когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей дошкольного возраста в разных регионах России позволят выявить сильные и слабые стороны развития детей 3-7 лет, внести коррективы в систему дошкольного образования с целью разработки эффективных, адекватных возрасту средств и методов обучения.
-
-
-
- Результаты НИР будут использованы для разработки научно-методических пособий с целью повышения информированности родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций о причинах и механизмах трудностей обучения, об их характере и особенностях, о методах диагностики и коррекции.
-
-
-
- На основе комплексных междисциплинарных исследований изучить особенности функционального развития (когнитивного, эмоционального, физического) и здоровья детей дошкольного возраста 3-7 лет в рамках популяционного и экспериментального исследований.
-
-
-
- 2019 год: Исследование когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей 6-7 лет;
-
-
-
- 2020 год: Исследование когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей 5-6 лет;
-
-
-
- 2021 год: Исследование когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей 4-5 лет;
-
-
-
- 2022 год: Исследование когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей 3-4 лет.
-
-
-
- Обобщение данных исследования функционального развития детей 3-7 лет.
-
-
-
- В популяционном исследовании принимают участие ДОО и центры развития ребенка следующих регионов: Московская область, Новосибирская область, Калининградская область, Пензенская область, Архангельская область, республика Башкортостан.
-
-
-
- 14 марта 2022 года в ФГБНУ «ИВФ РАО» прошел круглый стол на тему «Функциональное и физическое развитие детей 4-5 лет».
-
-
-
- Посмотреть запись круглого стола можно по ссылке: https://clck.ru/ecHWC
-
-
-
- 29 марта 2022 года в ФГБНУ «ИВФ РАО» прошел вебинар для региональных координаторов и специалистов ДОО по проведению популяционного исследования развития дошкольников 3–4 лет.
-
-
-
- Посмотреть запись круглого стола можно по ссылке: https://clck.ru/ecNtz
-
-
-
- Мачинская Регина Ильинична
-
-
-
- Доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией нейрофизиологии когнитивной деятельности
-
-
-
- 2019 – 2022 гг
-
-
-
- тел.: +7(499)245-04-33 / +7(499)245-03-53
-
-
- e-mail: ivfrao@yandex.ru
Психофизиологические механизмы взаимодействия когнитивных, эмоционально-мотивационных и двигательных компонентов деятельности в критические периоды развития ребенка
Цель:-
-
- На основе междисциплинарных исследований (физиологических, психофизиологических, нейропсихологических, нейрофизиологических, экспериментально-психологических) изучить взаимодействие когнитивных, эмоционально-мотивационных и двигательных компонентов деятельности в критические периоды развития ребенка.
-
-
-
- На основе комплексных междисциплинарных исследований изучить особенности функционального развития (когнитивного, эмоционального, физического) и здоровья детей дошкольного возраста 3-7 лет в рамках популяционного и экспериментального исследований.
-
-
-
- Разработка программы исследования психофизиологических механизмов взаимодействия когнитивных, эмоционально-мотивационных и двигательных компонентов деятельности детей и подростков в критические периоды онтогенеза
- Анализ современных исследований, посвященных изучению психофизиологических механизмов взаимодействия когнитивных, эмоционально-мотивационных и двигательных компонентов деятельности детей и подростков в критические периоды онтогенеза (6-8 лет и подростковый возраст)
- Подготовка методического инструментария для оценки когнитивных, эмоционально-мотивационных и двигательных компонентов деятельности детей и подростков в критические периоды онтогенеза (6-8 лет и подростковый возраст).
- Создание и апробация экспериментальных моделей для исследования психофизиологических механизмов взаимодействия когнитивных, эмоционально-мотивационных и двигательных компонентов деятельности детей и подростков в критические периоды онтогенеза
- Описание основных экспериментальных моделей для исследования психофизиологических механизмов взаимодействия когнитивных, эмоционально-мотивационных и двигательных компонентов деятельности детей и подростков в критические периоды онто генеза
-
-
-
- Мачинская Регина Ильинична
-
-
-
- Доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией нейрофизиологии когнитивной деятельности
-
-
-
- тел.: +7(499)245-04-33 / +7(499)245-03-53
-
-
- e-mail: ivfrao@yandex.ru
Мониторинг физического здоровья школьников на основе разработки и внедрения инновационных технологий оценки и контроля морфофункциональных перестроек организма учащихся
О проекте-
-
- Проект «Мониторинг физического здоровья школьников на основе разработки и внедрения инновационных технологий оценки и контроля морфофункциональных перестроек организма учащихся» проводится в рамках государственного задания Министерство просвещения Российской Федерации с целью разработки, апробации и внедрения научно-методического обеспечения популяционного мониторинга состояния физического здоровья, физического развития, двигательной подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций.
-
-
-
- В процессе исследования планируется изучение индивидуальных показателей здоровья, физического развития, физической подготовленности, мышечной работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы и систем регуляции сердечного ритма обучающихся 1-11 классов.
-
-
-
- По итогам работы специалисты общеобразовательных организаций ежегодно будут получать сертификаты об участии в исследовании и возможность пройти бесплатные курсы повышения квалификации в ФГБНУ «ИВФ РАО» по теме «Мониторинг здоровья обучающихся общеобразовательных организаций» с получением удостоверения установленного образца.
-
-
- Общеобразовательные организации, участвующие в исследовании, получат в пользование информационно-аналитическую систему мониторинга физического здоровья школьников, которая позволит решать следующие задачи:
- осуществлять мониторинг изменений, происходящих в морфофункциональном развитии, физической подготовленности и других показателях здоровья как отдельного обследуемого, так и возрастных, половых и других группах обучающихся в течение всего периода пребывания в образовательной организации;
- получать целостное многостороннее представление о физическом состоянии школьников и наличии конкретных заболеваний;
- оперативно обрабатывать первичную информацию о различных компонентах здоровья и представлять количественную и качественную их оценку;
- выполнять статистическую обработку полученных данных мониторинга и представлять его результаты в цифровой форме и наглядном графическом изображении;
- на основе анализа полученных данных предлагать индивидуальные рекомендации по организации двигательной активности школьников, предусматривающие учет возраста, пола, особенностей телосложения и уровня физической подготовленности обучающихся.
- Формирование базы данных углублённого мониторинга, статистическая обработка данных, получение описательной статистики, корреляционных матриц, графических компонентов для анализа, собранной информации в 2021 году;
- Проведение углублённых исследований состояния здоровья обучающихся 1-4 классов экспериментальных площадок, организованных на базе 8 общеобразовательных организаций 4 регионов РФ, проведение анализа результатов динамических углублённых исследований;
- Разработка структуры и содержания основных разделов информационно-аналитической системы мониторинга физического здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений;
- Разработка алгоритмов и решающих правил для расчета показателей, включаемых в информационно-аналитическую систему мониторинга физического здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений;
- Проведение популяционного мониторинга физического развития, двигательной подготовленности и заболеваемости обучающихся в общеобразовательных организациях РФ;
- Формирование базы данных популяционного мониторинга, статистическая обработка данных, получение описательной статистики, корреляционных матриц, графических компонентов для анализа собираемой информации;
- Подготовка аналитических материалов «Результаты динамических исследований физического развития, двигательной подготовленности и заболеваемости учащихся общеобразовательных организаций за период с 2021 по 2022 годы»;
- Подготовка аналитических материалов «Результаты лонгитюдного исследования физического развития, двигательной подготовленности, мышечной работоспособности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и систем регуляции сердечного ритма детей и подростков»;
- Подготовка публикаций в рецензируемых журналах в изданиях Scopus и РИНЦ.
-
- Левушкин Сергей Петрович
- Руководитель Центра мониторинга здоровья ФГБНУ «ИВФ РАО», доктор биологических наук, профессор
-
- Жуков Олег Федорович
-
- тел.: +7(906)391-15-05
- e-mail: ivfmon@mail.ru
Обновление содержания и обеспечения методической поддержки качества современного дошкольного образования
Основные задачи проекта на 2022 год:-
-
- Комплексный мониторинг программ, условий, результатов реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования в 85 субъектах РФ;
- Подготовка предложений по изменению нормативно-правовых и методических документов, регулирующих дошкольное образование;
- Анализ образовательных программ центров раннего развития и подготовка комплекта типовых методических документов обеспечения образовательной деятельности центров раннего развития на основе лучшего опыта действующих образовательных организаций.
-
-
-
- тел.: +7(499)245-04-33 / +7(499)245-03-53
-
-
-
- (время обращения на горячую линию: с 9.00 до 18.00)
-
-
-
- Группа в «Telegram»: t.me/DoshCons2022
-
-
- e-mail: DoshCons2022@yandex.ru
Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»
Основные задачи проекта на 2022 год:-
-
- Методическое и экспертно-консультационное сопровождение деятельности организаций — победителей отбора в 2022 году;
- Мониторинг результативности реализации гранта и выполнения проектов по созданию консультационных центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста;
- Разработка рекомендаций по совершенствованию мероприятий по поддержке консультационных центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста;
- Проведение общественно-профессионального обсуждения результатов реализации гранта консультационных центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста;
- Экспертиза отчетов грантополучателей (организаций – победителей отбора 2022 года), подготовка сборника.
-
-
-
- Изотова Елена Ивановна
-
-
-
- Доцент, кандидат психологических наук
-
-
-
- тел.: +7(499)245-04-33 / +7(499)245-03-53
-
-
-
- (время обращения на горячую линию: с 9.00 до 18.00)
-
-
-
- Группа в «Telegram»: t.me/DoshCons2022
-
-
- e-mail: DoshCons2022@yandex.ru
Оценка состояния опорно-двигательной системы обучающихся начального общего образования и разработка комплекса активной коррекции нарушений
Цель:-
-
- На основе междисциплинарных исследований состояния опорно-двигательной системы, обучающихся начального общего образования выявить основные реактивные и устойчивые типы функциональных нарушений позвоночника и свода стопы в динамике учебных нагрузок, разработать программы коррекции выявленных нарушений.
-
-
-
- Анализ литературных данных о современном состоянии исследований по теме изучаемой проблемы;
- Разработка программы лонгитюдных исследований состояния опорно-двигательной системы обучающихся начального общего образования (1-4 классы) и коррекции их нарушений;
- Сбор данных по оценке состояния опорно-двигательной системы детей младшего школьного возраста (1-4 классы) и динамики его изменений в ходе обучения. Создание массива данных, первичная обработка данных;
- Анализ полученных данных исследования о состоянии опорно-двигательной системы детей младшего школьного возраста и динамики его изменений в ходе обучения;
- Разработка комплекса коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата на основе полученных результатов исследования, включая оптимизацию школьной образовательной среды;
- Подготовка к публикации результатов исследований в рейтинговых научных изданиях;
- Разработка информационных материалов для педагогов, родителей и детей о возможных нарушениях в опорно-двигательном аппарате детей в условиях актуальной образовательной среды и методах их профилактики и коррекции.
-
-
-
- Войнов Виктор Борисович
-
-
- Доктор биологических наук, исполняющий обязанности директора ФГБНУ «ИВФ РАО»
Научно-методическое обеспечение реализации российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования
Актуальность исследования-
-
- Ежегодно по примерным данным Министерства здравоохранения Российской Федерации около 6 миллионов российских детей в возрасте от 0 до 18 лет проходят лечение в медицинских стационарах, из них 250 тысяч детей находятся на длительном лечении. Болезнь меняет повседневный уклад жизни всей семьи: ребенок оказывается на длительное время в изоляции от привычной социальной среды – детского сада, школы.
-
-
-
- Организация комплексных исследований проблем обучения и воспитания детей, находящихся на длительном лечении; разработка, апробация и внедрение инструментов научно-методического обеспечения реализации российской модели госпитальных школ; создание и внедрение стандарта модели госпитальных школ, обеспечение на его основе информационного, организационного и научно-методического сопровождения модельных площадок в субъектах Российской Федерации позволит определить научное поле госпитальной педагогики.
-
-
-
- Результаты работы над проектом будут использованы для создания новых подходов к обучению и воспитанию детей и разработки научно-методических пособий с целью повышения эффективности работы педагогов госпитальных школ и качества жизни детей, находящихся на длительном лечении.
-
-
-
- Разработка, апробация, внедрение и научно-методического обеспечение российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования.
-
-
-
- Создание лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики, изучающей проблемы обучения детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях и на дому:
- запуск работы лаборатории, отбор участников исследований, формирование и специальная подготовка исследовательских групп;
- разработка методологических оснований, определение ключевых направлений (тем) методологических и теоретических исследований в области госпитальной педагогики, соответствующих стратегическим задачам развития Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»;
- выявление существенных признаков, особенностей российской модели госпитальной школы;
- научно-методическая поддержка организации конференций, форумов, круглых столов и постоянно действующих семинаров по теории и практике госпитальной педагогики всероссийского и регионального масштаба, а также семинаров и общественных лабораторий при научно-исследовательских и образовательных организациях;
- информирование научно-педагогической общественности о новейших исследованиях в области госпитальной педагогики в рамках модели проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» и публикациях в прессе по важным и острым вопросам теории и практики в указанной области;
- подготовка I выпуска сборника «Вопросы обучения детей, находящихся на длительном лечении».
- Совершенствование и доработка существующих методических рекомендаций:систематизированный научный анализ литературных данных о современных характеристиках образовательной среды госпитальных школ:
- анализ сложившейся практики обучения детей, находящихся на длительном лечении, в рамках модели Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»;
- разработка второй редакции методических рекомендаций об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации с учетом результатов исследования (далее — Проект МР);
- проведение общественного обсуждения Проекта МР и его корректировка по итогам обсуждения.
- Разработка программы проведения эмпирического исследования:
- формирование планов научно-исследовательской работы, утверждение ключевых исследовательских тематик;
- формирование выборки исследований, выбор образовательных организаций (базы исследований).
- Создание лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики, изучающей проблемы обучения детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях и на дому:
-
-
-
- Проект Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации;
- I выпуск сборника «Вопросы обучения детей, находящихся на длительном лечении».
-
-
-
- на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева прошло заседание Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования по теме «Развитие госпитальных школ в рамках проекта «УчимЗнаем».
-
-
-
- состоялась I межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы»
-
-
-
- Долуев Иван Юрьевич
-
-
-
- Кандидат исторических наук, лауреат Премии города Москвы в области образования, лауреат специальной номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в медицинских стационарах» Всероссийского конкурса «Учитель года России», руководитель программ регионального развития Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем».
-
-
-
- e-mail: doluev@uchimznaem.ru
-
-
- 2022 – 2024 гг.
Сопровождение работы Федерального центра мониторинга питания обучающихся
Основные задачи исследования на 2022 год:-
-
- Обсуждение, сбор замечаний и предложений (от не менее чем 7 субъектов Российской Федерации) в проект типового регионального стандарта организации горячего питания учащихся начальной школы;
- Разработка итогового варианта Типового региональный стандарт организации горячего питания учащихся начальной школы;
- Анализ опыта внедрения индивидуального подхода в организации горячего здорового бесплатного горячего питания обучающихся;
- Научно-методического обеспечения работы с родительской общественностью по контролю качества организации горячего питания обучающихся. Формирования рейтинга общественной оценки организации питания в школах;
- Автоматизированный мониторинг организации горячего питания обучающихся в разрезе федеральных округов и регионов. Синхронизация с цифровой платформой мониторинга школьного питания Координационного центра Правительства Российской Федерации;
- Подготовка документов для получения патента на методику (алгоритм) сбора данных автоматизированного мониторинга организации горячего питания учащихся начальной школы;
- Разработка методических рекомендаций по внедрению системы прослеживаемости качества поставок сельскохозяйственного сырья для школьного питания на основе существующих цифровых платформ («Меркурий»);
- Сбор и обобщение лучших региональных практик обеспечения качественного бесплатного горячего питания обучающихся, в том числе в период капитального ремонт зданий общеобразовательных организаций;
- Проведение социологического исследования по выявлению удовлетворенности качеством школьного питания учащихся образовательных организаций и их родителей.
-
-
-
- Иванова В.Н.
-
-
- Доктор экономических наук, научный руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся ФГБНУ «ИВФ РАО»
Проекты, выполняемые при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований:
Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности и физическое воспитание мальчиков препубертатного возраста
Цель исследования:-
-
- Выявить типологические особенности энергообеспечения мышечной деятельности мальчиков 9-10 лет и разработать на этой основе технологию дифференцированной физической подготовки на уроках физической культуры.
-
-
-
- Изучить особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности мальчиков 9-10 лет при выполнении работы в различных зонах мощности;
- Изучить особенности вегетативного обеспечения мышечной деятельности мальчиков 9-10 лет при выполнении работы в различных зонах мощности;
- Изучить особенности двигательной подготовленности мальчиков 9-10 лет;
- Сопоставить характер энергообеспечения мышечной деятельности с вегетативным обеспечением и двигательной подготовленностью;
- Выявить типологические особенности энергообеспечения мышечной деятельности мальчиков 9-10 лет;
- Разработать и обосновать технологию дифференцированной физической подготовки мальчиков 9-10 лет на уроках физической культуры на основе учета типологических особенностей энергетики мышечной деятельности;
- Выявить влияние технологии дифференцированной физической подготовки на изменения показателей мышечной энергетики, физической работоспособности и двигательной подготовленности мальчиков 9-10 лет в процессе физического воспитания в школе.
-
-
-
- Васильева Римма Михайловна
-
-
- Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «ИВФ РАО»
Влияние средств физического воспитания аэробной и анаэробной направленности на функциональное состояние учащихся 15-16 лет при напряженных когнитивных нагрузках
Цель исследования:-
-
- Выявить влияние комплексов средств аэробной и анаэробной направленности на функциональное состояние школьников 15-16 лет при напряженных когнитивных нагрузках.
-
-
-
- Выявить особенности функционального состояния школьников 15-16 лет при когнитивных нагрузках разной степени напряженности;
- Выявить особенности физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 15-16 лет;
- Определить допустимую и оптимальную продолжительность физических нагрузок аэробной в зависимости от уровня физической работоспособности;
- Определить допустимую и оптимальную продолжительность физических нагрузок анаэробной в зависимости от уровня физической работоспособности;
- Разработать комплексы физических упражнений различной метаболической направленности, базирующиеся на учете особенностей функционального состояния, физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 15-16 лет;
- Оценить срочные эффекты влияния комплексов физических упражнений аэробной и анаэробной направленности на функциональное состояние школьников 15-16 лет при когнитивных нагрузках разной степени напряженности;
- Разработать рекомендации по улучшению функционального состояния школьников 15-16 лет на основе применения комплексов средств различной метаболической направленности в процессе физического воспитания.
-
-
-
- Баранцев Сергей Анатольевич
-
-
- Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИВФ РАО»