...

Институт развития ребенка

министерство просвещения российской федерации

+7 (499) 245-04-33

Свг министерство
ФГБНУ Институт развития, здоровья и адаптации ребенка

I Форум

по обмену эффективными практиками реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования
в субъектах Российской Федерации

I Форум по обмену эффективными практиками реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации
I Форум по обмену эффективными практиками реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации
I Форум по обмену эффективными практиками реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации

Цель проведения Форума – обмен опытом, эффективными практиками реализации ФОП ДО в субъектах Российской Федерации,
общественно-профессионального обсуждения предложений о внесении изменений в ФОП ДО.

Задачи Форума

I Форум по обмену эффективными практиками реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации

Всесторонняя поддержка педагогов, укрепление их статуса
и создание устойчивого, динамично развивающегося профессионального сообщества системы дошкольного образования

I Форум по обмену эффективными практиками реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации

Обеспечить открытый обмен успешными региональными практиками внедрения и реализации ФОП ДО, включая адаптацию ее содержания к этнокультурным, социально-экономическим и иным особенностям субъектов Российской Федерации

I Форум по обмену эффективными практиками реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации

Сформировать единое методическое
и информационное пространство путем презентации
и обсуждения эффективных решений по созданию образовательной среды и применению современных образовательных технологий

Актуальность

Дошкольное образование представляет собой фундаментальный уровень образовательной системы Российской Федерации, для разностороннего развития детей младшего, раннего и дошкольного возрастов в соответствии с требованиями ФОП ДО. Создание единого образовательного пространства России обеспечивает не только равные условия и качество дошкольного образования для всех детей, независимо от социальных, экономических, географических и иных факторов, но и формирует прочную основу для непрерывности образовательного процесса при переходе
на уровень начального общего образования. Однако каждый субъект Российской Федерации обладает уникальной социально-экономической, культурно-исторической и этнографической спецификой, что требует адаптации, разработки и внедрения эффективных механизмов реализации ФОП ДО на региональном уровне с учетом местных особенностей и потребностей.

I Форум по обмену эффективными практиками реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации

В свою очередь, накопленный субъектами Российской Федерации ценный опыт представляет собой богатейший источник уникальных методических решений и эффективных практик, направленных
на комплексное совершенствование как содержательных, 
так и организационных аспектов реализации ФОП ДО. Это может включать в себя не только разработку и апробацию образовательных программ дошкольных образовательных организаций, но и создание современной развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей требованиям времени, а также методическое сопровождение педагогических работников. Развитие конструктивного и продуктивного сотрудничества между субъектами Российской Федерации, основанного на принципах взаимного обогащения
и партнёрства, способствует созданию единой, yо при этом гибкой
и вариативной образовательной системы для детей, что в итоге напрямую способствует достижению целевых ориентиров ФОП ДО.

I Форум по обмену эффективными практиками реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации

Участники Форума

К участию в Форуме приглашаются:

  • представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление
в сфере образования;
  • руководители, методисты, старшие воспитатели, воспитатели дошкольных образовательных организаций;
  • кураторы реализации ФОП ДО в субъектах Российской Федерации;
  • иные заинтересованные стороны.

Сроки регистрации участников Форума по 31 октября 2025 года. Ссылка для регистрации участников Форума (выбрать статус «участник»):

Порядок предоставления 
практик на Форум

Форум проводится в заочной форме.

Для участия в Форуме в период до 18.00 (МСК) 15 октября 2025 года представитель субъекта Российской Федерации по реализации ФОП ДО совместно с дошкольной образовательной организацией оформляет заявку и размещает материалы одной эффективной практики реализации ФОП ДО: (видеоролик длительностью 8-10 минут) и описание к нему (не более 1000 знаков) на специальном ресурсе в сети Интернет (выбрать статус «автор»).

Рекомендации для оформления заявки авторов эффективных практик реализации ФОП ДО представлены в пункте 8 Положения о проведении Форума.

Треки Форума

Направления:

  • формирование норм и правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе
  • развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству
  • формирование основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом
  • развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений
  • развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде)

Направления:

  • развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности
  • освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания
  • формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях
  • формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе
  • формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира
  • формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания
  • формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования

Направления:

  • овладение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения
  • формирование правильного звукопроизношения
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи
  • развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса
  • развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической)
  • ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия
  • развитие речевого творчества

формирование предпосылок к обучению грамоте

Направления:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
  • становление эстетического      и эмоционально-нравственного отношения         к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса
  • формирование элементарных представлений         о       видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое)
  • формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое)
  • освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства
  • развитие художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое)

развитие самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое)

Направления:

  • приобретение двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики
  • формирование опорно-двигательного  аппарата,   развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве
  • овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки)
  • обучение общеразвивающим упражнениям,  музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое)
  • воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое)
  • воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов
  • приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

Экспертная группа

Асташина Карина Александровна —  старший преподаватель Центра дошкольного образования, Красноярский Краевой институт развития образования.

Блатина Светлана Ивановна —  заместитель заведующего, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Спутник» города Балашова Саратовской области.

Гусельникова Юлия Анатольевна —  старший методист, Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования», 

Дзукаева Анна Николаевна — заместитель директора – руководитель структурного подразделения детский сад Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Диалог»; старший преподаватель кафедры дошкольного образования Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Северо–Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования.

Керефова Аида Магомедшапиевна — консультант отдела дошкольного образования, Министерство образования и науки Республики Дагестан

Магомедова Замира Шахабутдиновна — доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольного образования, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова

Костина Анастасия Александровна — ведущий специалист, Муниципальное автономное учреждение методического обеспечения образовательной деятельности «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов»

Лапина Виктория Юрьевна — старший методист кафедры педагогики и психологии детства, Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»

Латыпова Расиля Ильдусовна — доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Татарстан

Марченко Галина Николаевна — заведующий, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 237»

Мышкина Ирина Борисовна — преподаватель, Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области»

 

Самохина Маргарита Геннадьевна — кандидат педагогических наук, доцент, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

Яфаева Венера Гавазовна — доцент, доктор педагогических наук, проректор по учебно-методической работе, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан

Семиврагова Ирина Юрьевна — методист отдела методологии и перспективной дидактики, Институт содержания, методов и технологий образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Старцева Ольга Владимировна — старший методит, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования имени Н.Ф Бунакова»

Тулупова Галина Сергеевна — старший преподаватель, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края

Бергер Ксения Валерьевна —  методист, Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» г. Ухты. 

Букреева Елена Николаевна —  доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Шамардина Наталья Васильевна — старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

Панасенкова Марина Михайловна — доцент, кандидат педагогических наук, проректор по научно-инновационной работе, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Давыдова Ольга Сергеевна —  старший воспитатель, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 261» города Барнаула

Зайцева Ольга Юрьевна —  доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования, Педагогический институт, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет»

Колесник Мария Олеговна — методист кафедры общего образования, Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»,

Кушнарева Людмила Францевна — заместитель заведующего, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» города Ноябрьска

Лаптева Вероника Алексеевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, начального образования и коррекционной педагогики, Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский институт развития образования»

Лашкова Лия Луттовна — профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Сургутский государственный педагогический университет»

Митрюшина Елена Николаевна — заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» Смоленского муниципального округа

Пуресина Наталья Александровна — старший воспитатель, Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 300 общеразвивающего вида городского округа Донецк»

Сасина Илона Николаевна — методист, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ПАРМА» города Перми

Штейн Светлана Алексеевна — методист, заместитель директора, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр «Коломна»

Сергеева Галина Викторовна — старший преподаватель, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования»

Тимирбулатова Эльмира Искандеровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования»

Шелковникова Ирина Юрьевна  — воспитатель первой квалификационной категории, методист, Обособленное подразделение ВИРО им. Н.Ф. Бунакова в Бутурлиновском муниципальном районе Воронежской области

Педагогические коллективы и управленческие команды дошкольных образовательных организаций зачастую сталкиваются со сложными вызовами при практической реализации ФОП ДО и далеко не всегда имеют своевременный и равный доступ к лучшим методическим ресурсам и передовому опыту. Распространение, популяризация и масштабирование успешного опыта субъектов Российской Федерации, доказавшего свою эффективность, помогает создавать более эффективную, качественную и инновационную среду для повсеместной реализации программы. 
Это может быть осуществлено через организацию и проведение специальных мероприятий всероссийского и межрегионального уровня, создание общероссийского банка методических разработок, а также через обеспечение открытого и беспрепятственного доступа к актуальной информации, материалам и ресурсам для всех без исключения участников образовательных отношений. Форум служит катализатором процессов, направленных на значительное расширение методического потенциала дошкольных образовательных организаций и профессиональных компетенций педагогических работников в актуальных вопросах реализации ФОП ДО.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.