Институт развития ребенка

Лаборатория дошкольного образования

Лаборатория дошкольного образования создана и открыта с целью обновление содержания и обеспечения методической поддержки современного качества дошкольного образования​.

Осуществление научно-исследовательской работы в рамках государственного задания по научно-методическому и ресурсному обеспечению системы образования:​

  1. Психолого-педагогические и нейропсихологические инструменты выявления рисков и индивидуализации развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
  2. Алгоритмы конструирования образовательных программ дошкольного образования в условиях единого образовательного пространства.
  3. Обновление содержания и обеспечения методической поддержки современного качества дошкольного образования.
  4. Разработка и апробация программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста.
  5. Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности системы организаций (стажировочных площадок) «Детский сад – маршруты развития», выполняющих организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования, включая обновление инфраструктуры стажировочных площадок.
  6. Разработка и утверждение методических рекомендаций по развитию центров раннего физического развития детей (начиная с двухлетнего возраста), в том числе в дошкольных образовательных организациях.
  7. Сопровождение межведомственного взаимодействия, направленного на повышение качества оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.

Изотова Елена Ивановна

Заведующий лабораторией,
кандидат психологических наук, доцент

Контакты:

Cотрудники лаборатории:

Гогоберидзе
Александра Гививна,

главный научный сотрудник,
доктор педагогических наук, профессор

Подробнее

Образование

  • Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. Дошкольная педагогика и психология

Повышение квалификации

  • «Организация практической подготовки студента в условиях смешанного обучения»,72 часа, РГПУ им. А.И. Герцена, 2021
  • «Организационно-методическое сопровождение адаптации студентов в условиях смешанного обучения в ВУЗе». 72 часа, РГПУ им. А.И. Герцена; 2021 г.
  • «Первая помощь при заболеваниях и травмах» от 01 сентября 2021 года; 16 часов; ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», 2021 г.

Профессиональные интересы

  • Теория и методика дошкольного образования

  • Развитие и воспитание ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности и поведения

  • Непрерывное профессиональное образование специалистов дошкольного образования

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Гогоберидзе А.Г., Осипова А.С. Развитие методики раннего обучения иностранным языкам в современных исследованиях // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2022. — Т. 17. № 3. С. 106-117. (ИФ РИНЦ 2021 0,345). (К2)
  • Федоров А.А., Казакова Е.И., Фильченкова И.Ф., Бударина А.О., Гогоберидзе А.Г., Дегтяренко К.А., Парахина О.В., Полупан К.Л., Ким О.М., Кондракова И.Э., Казьминская А.Б. Анализ, информационно-методическое и организационное сопровождение реализации образовательных программ в сетевой форме. Монография // Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, 2022. 211 с.
  • Гогоберидзе А.Г. Пространство Детства в Герценовском университете // Комплексные исследования детства. 2023. Т. 5. № 2. С. 83-90
  • Гогоберидзе А.Г., Изотова Е.И., Езопова С.А., Новицкая В.А. Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства // Современное дошкольное образование. – 2023. – №4(118). – С. 22–34. (ИФ РИНЦ 2021 1,069). (К2)
  • Тарасов С. В., Гогоберидзе А. Г., Новицкая В. А. Опыт распространения лучших практик российского дошкольного образования в рамках международного сотрудничества (результаты международного российско-узбекского проекта «Малыш (Миттевой)») // Известия Российского государственного педагогического университета. — № 209. С. 9-21. ИФ РИНЦ 2021 0,457 (К1)
  • Гогоберидзе А.Г., Езопова С.А., Вербовская В.С. Специфика профессиональных компетенций методистов-воспитателей детских садов Республики Узбекистан (по результатам международного Российско-Узбекского проекта «Малыш(Миттевой)») // Известия Российского государственного педагогического университета. — № 210. С. 124-137. ИФ РИНЦ 2021 0,457 (К1)
  • Гогоберидзе А.Г. Лазаренко В.П. Проектирование программы просветительской деятельности с учетом актуальных представлений о детстве старших дошкольников и их родителей // Современное дошкольное образование. – 2023. – №4(118). – С. 22–34. (ИФ РИНЦ 2021 1,069). (К2)

Ссылка на аккаунт в elibrary

Кабанов
Владимир Львович,

главный научный сотрудник,
кандидат педагогических наук, доктор юридических наук, доцент

Подробнее

Образование

  • Аспирантура: Институт развития личности РАО, 2001, специальность 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания».
    Московский Университет им. С.Ю. Витте, факультет юриспруденции, 2013.
    Московский государственный педагогический институт им.В.И.Ленина, Индустриально-педагогический факультет, 1984.

Повышение квалификации

  • «Цифровые образовательные инструменты» (36 час.) с 04 апреля 2022 года по 29 апреля 2022г.; ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет; Удостоверение № 770400584059, дата выдачи 16.05.2022, рег. номер 00937-ПК-2022.
  • «Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ» (16 час.) с 09 февраля 2022 года по 11 февраля 2022г.; ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет; Удостоверение №770400582866, дата выдачи 14.22.2022, рег. номер 00253-ПК-2022
  • «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего» (72 час.), октябрь-ноябрь 2021; ФГБОУ ВО
  • «Московский педагогический государственный университет»; Удостоверение №522415586526, 01.11.2021г.

Профессиональные интересы

  • Семейное воспитание
  • Просветительская работа с родителями
  • Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних
  • Законодательная деятельность в области семьи и детства

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Почетная грамота Ученого совета МПГУ (2020г.)
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2011 год
    Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий, 2004 год
  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук, 2002 год
  • Почетная грамота Министерства образования РФ, 2001 год
  • Лауреат Первого Всероссийского конкурса «Лидер в образовании», 2000 год
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 1999 год
    Медаль «В память 850-летия Москвы»1997 год
  • Значок Министерства образования РФ «Отличник народного просвещения», 1993 годЛауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий, 2004 год
  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук, 2002 год
  • Лауреат Первого Всероссийского конкурса «Лидер в образовании», 2000 год
  • Член экспертного совета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и член редколлегии его Вестника
  • Член редколлегии учебно-методического электронного журнала «Профилактика зависимостей»

Публикации 

  • Кабанов В.Л. Некоторые вопросы реализации принципа наилучшего обеспечения интересов ребёнка к уязвимым группам населения (на примере детей-мигрантов)// Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2020. № 6. С. 45-51.
  • Кабанов В.Л., Тимофеева М.В. Принципы семейного воспитания в трудах В.Г.Белинского// Педагогика. 2019. № 12. С. 95-101.
  • Кабанов В.Л. Реализация принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка по международному и национальному праву: монография. – Москва, 2018. – 332 с.
  • Кабанов В.Л. Применение принципа наилучшего обеспечения интересов ребёнка в сфере защиты окружающей среды//В сборнике: Актуальные проблемы современного международного права. Материалы XV Международного конгресса. В 3-х частях. Ответственные редакторы А.Х. Абашидзе, Н.Н. Емельянова. 2018. С. 127-133.
  • Кабанов В.Л. О подготовке педагогов в области семейного воспитания, в том числе для замещающих родителей// Наука и школа. 2018. № 5. С. 208-214.
  • Кабанов В.Л., Новикова М.В. Региональные программы социализации детей в замещающей семье в России конца ХХ века// Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. Т. 18. № 3. С. 82-87.
  • Кабанов В.Л., Новикова М.В. Учет принципа обеспечения наилучших интересов ребенка в замещающем семейном воспитании в России в ХХ веке// Образование личности. 2018. № 3. С. 21-26.
  • Кабанов В.Л. Вопросы защиты права на образование детей из числа цыган (рома)// Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24. № 3. С. 266-269.

Ссылка на аккаунт в elibrary

  • https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=333626&pubrole=100&show_refs=1&show_option=0

Рачковская
Надежда Александровна,

главный научный сотрудник,
доктор педагогических наук, профессор

Подробнее

Образование

  • Специальность «Филология»,
    квалификация «Учитель русского языка и литературы средней школы»

Профессиональные интересы

  • Инклюзивное образование, коррекционная педагогика и специальная психология, социальная педагогика, теория обучения и воспитания, образовательные технологии, педагогика начального и дошкольного образования и др.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарственное письмо депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Л.Н. Антоновой за активную жизненную позицию, высокий профессионализм, внедрение технологий комплексного педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Благодарность ректора ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» за вклад в развитие науки в Камчатском крае, подготовку высококвалифицированных педагогических кадров и проведение курсов повышения квалификации для работников системы народного образования в КамГУ им. Витуса Беринга;
  • Благодарность ректора ГОУ ВО Московской области МГОУ за подготовку высококвалифицированных специалистов (Приказ от 02.03.2020 №453к);
  • Почетная грамота за совершенствование и развитие образовательной деятельности, добросовестный и плодотворный труд в МГОУ (Приказ №886к от 20.05.2021);
  • Благодарность за многолетний плодотворный труд, успешную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов и в связи с 90-летием со дня основания МГОУ (Приказ министра образования Московской области от 17.05.2021 №123-к)
  • Являлась соисполнителем следующих грантов:

    • Грант выполнен в рамках конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятия, направленного на предоставление не менее 20 процентам обучающихся по образовательным программам высшего образования возможности осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Лот 3. (2020)

    • Приняла участие в разработке и внедрении модульной образовательной программы бакалавриата по направлению «Социальная работа» в рамках проекта Темпус (2012)

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Рачковская Н.А., Комиссарова Л.Н., Куланина И.Н. Этико-валеологическое обоснование коммуникативных табу в профессиональной деятельности воспитателя // Педагогическое образование: история становления и векторы развития: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, г. Москва, 14-15 октября 2021 г. М.: МПГУ, 2022. С. 945-950.
  • Рачковская Н.А. Технологии стимулирования активности и преодоления психологической инерции лиц с инвалидностью в процессе обучения и трудоустройства // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Формирование современной инклюзивной культуры и вызовы трансформации общества: равные возможности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодых людей с инвалидностью», Ижевск: Удмуртский государственный университет, 23 августа 2022. С. 52-57.
  • Рачковская Н.А., Кобелева О.В. Социокультурная инклюзия лиц с инвалидностью: основные принципы // Наука на благо человечества — 2022. Материалы международной научной конференции молодых учёных (статьи преподавателей и аспирантов). Москва, 18–29 апреля 2022. С. 115-119.
  • Рачковская Н.А. Демкович В.И. Семья как важный фактор формирования художественно-эстетической культуры ребенка дошкольного возраста // Педагогическое образование: история становления и векторы развития: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, г. Москва, 14-15 октября 2021 г. М.: МПГУ, 2022. С. 329-337.
  • Rachkovskaya N.A., Melnichenko N.Yu., Tolmachev I.Yu. REFLECTION AND COPING BEHAVIOR AS SHAPING VALUE-BASED ORIENTATIONS OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. ISCKMC 2022 International Scientific Congress «Knowledge, Man and Civilization». Pages 742-749. DOI: 10.15405/epsbs.2022.12.96 (Web of Science)
  • Rachkovskaya N.A., Minasova V.M., Mangassarova K.V. THE PROGRAM OF ACCOMPANIMENT OF A FAMILY RAISING A MUSICALLY GIFTED CHILD // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. SCTCMG 2022. International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism». Pages 446-453. DOI: 10.15405/epsbs.2022.11.61 (Web of Science)
  • Рачковская Н. А. Актуализация регионального компонента развития системы педагогического образования на Дальнем Востоке России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 18–32. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-18-32. (ВАК)
  • Кунгурякова А.В., Рачковская Н.А. Задачи художественно-эстетического воспитания детей и подростков: историографический обзор // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. Сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции. Выпуск 20, Тверь, 2022. С. 80-86.
  • Миназова В.М., Рачковская Н. А. Этноспецифические и региональные особенности эмоциональной сферы школьников в организации педагогического процесса // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы: сборник статей по материалам V Международной заочной студенческой научно-практической конференции (г. Махачкала, 24.09.2021) / под ред. Ф. Н. Алипхановой. — Москва: Директ-Медиа, 2022. — 500 с. DOI: 10.23681/683979 С. 173-178.
  • Рачковская Н.А., Комиссарова Л.Н., Куланина И.Н. Аксиологические аспекты эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 2023. № 6. С. 10–15. DOI: 10.47639/2223-7003_2023_06_10 (ВАК)
  • Рачковская Н.А., Комиссарова Л.Н., Куланина И.Н. Дистанционная технология в подготовке воспитателя к эстетическому развитию детей дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. 2023. № 4. С. 83–89. DOI: 10.56163/2072-2524-2023-4-83-89 (ВАК)
  • Рачковская Н.А., Мельниченко Н.Ю. Воспитание социальной ответственности юных спортсменов-единоборцев: учеб.-метод. пособие — Петропавловск-Камч.: Камч. ИРО, 2023. — 68[2]с. — Текст : электронный. — Электронное издание сетевого распространения: 1 фаи л PDF 3,3 Мб. — URL: https://kamchatkairo.ru/images/books/Rachkovskaya_Melnichenko_Vospitanie.pdf ISBN 978-5-901898-72-7 (Уч.-метод. пособие)
  • Карелина Н.Н., Рачковская Н.А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов: экзистенциальный подход // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право [Электронный ресурс]: сборник научных трудов / отв. ред: В.П. Вершинин, А.Л. Третьяков. – Электрон. текстовые дан. – Москва: МПСУ, 2023. С. 273-279. ISBN 978-5-9770-1019-1
  •  Демкович В.И., Рачковская Н.А. Семья как фактор нравственно-патриотического воспитания дошкольников в системе дополнительного образования в современных условиях // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2023. № 2 (32). С. 15-22.
  • Демкович В. И., Рачковская Н. А. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике советского периода // Московский педагогический журнал. 2023. № 3. С. 47–59. DOI: 10.18384/ 2949-4990-2023-3-47-59 (ВАК)
  • Karelina N.N., Rachkovskaya N.A. CORRELATION BETWEEN THE EMOTIONAL CULTURE OF FUTURE PEDAGOGUES AND THEIR PHYSICAL ABILITIES // Материалы XXXIII международной научно-практической конференции «Наука в современном информационном обществе» 4-5 декабря 2023 г. Bengaluru, India. С. 28-32.
  • Карелина Н.Н., Рачковская Н.А. Формирование эмоциональной культуры студентов на занятиях по физической культуре // Журавлевские чтения общепрофессиональная подготовка будущих педагогов к реализации обновлённых ФГОС общего образования. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, проводившейся в рамках VIII Международного фестиваля науки. Москва, 2023. С. 112-116.
  • Фокина А.В., Рачковская Н.А. Педагогические средства формирования ценностного отношения к природе // Журавлевские чтения общепрофессиональная подготовка будущих педагогов к реализации обновлённых ФГОС общего образования. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, проводившейся в рамках VIII Международного фестиваля науки. Москва, 2023. С. 194-202.
    19. Карелина Н.Н., Рачковская Н.А. Системный подход к изучению процесса формирования эмоциональной культуры будущих педагогов //
    Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 10-2. С. 65-68.

Ссылка на аккаунт в elibrary

  • https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=674778

Шахманова
Айшат Шихахмедовна,

главный научный сотрудник,
доктор педагогических наук, доцент

Подробнее

Образование

  • Дагестанский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию», диплом Г-I №464970, рег. №7706. (1983)

  • Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена диссертационным советом НИИ дошкольного воспитания АПН СССР по защите диссертации «Воспитание у детей пятого года жизни положительного отношения к человеку-труженику» по специальности 13.00.01 – Теория и история педагогики 24 апреля 1989 года и утверждена 29 ноября 1989 года Высшей аттестационной комиссией  при Совете Министров СССР.

  • Ученое звание доцента по кафедре дошкольной педагогики присвоено 18.06.2001 г. решением Министерства образования Российской Федерации № 648-д.

  • Защитила докторскую диссертацию «Теоретические и научно-методические основы оптимизации социального развития детей дошкольного возраста в условиях детского дома» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования в ГБОУ ВПО ИППО МГПУ. Диссертационный совет Д 850.007.06. (2022)

  • С 2015 г. является членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования.

Повышение квалификации

  • Программа «Личная эффективность педагогов в цифровой среде» (16 часов), МГПУ, 2021;
  • Программа «Современное педагогическое исследование: требования к нему» (46 часов), МГПУ, 2022;
  • Программа «Развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций по формированию финансовой грамотности учащихся школьного возраста у студентов основных образовательных программ в области педагогического образования» (108 часов), МГУ им. М. В. Ломоносова, 2022.

Профессиональные интересы

  • Развитие и социализация детей периода раннего и дошкольного детства. Подготовка педагогических кадров для работы в системе дошкольного образования. Субкультура детства.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Грамота Правительства Москвы и Департамента образования г. Москвы (2011 г.);
  • Благодарность оргкомитета конкурса «Воспитатель года России» (2011 г.);
  • Благодарственное письмо ИППО ГБОУ ВПО МГПУ (2013 г.);
  • Памятный знак «За заслуги перед университетом» (2015 г.)

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Шахманова А. Ш., Кравчевская Е.И. Традиции и ритуалы как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста (научная статья)//
  • Актуальные проблемы начального дошкольного образования: онлайн-формат. Материалы Международной научно-практической студенческой конференции с участием профессорско-преподавательского состава. Курск, 2022 г.). С. 181–186.
  • Шахманова А. Ш., Кравчевская Е.И. Традиции и ритуалы как средство воспитания современных дошкольников (научная статья) Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. №1. 2022. С.21-27. (№548, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
  • Шахманова А. Ш., Пономарева Е. В. Педагогическое взаимодействие дошкольной организации семьи и школы в обеспечении готовности детей к школьному обучению (научная статья) Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. №3. 2022. С.9-18. (№548, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
  • Шахманова А. Ш., Титобаева А. А. Формирование основ финансовой грамотности у детей младшего возраста в России и Англии (научная статья) Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. №4. 2022. С. 7–74. (№548, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  • Шахманова А. Ш., Ганичева А. Н., Полковникова Н. Б. Стратегические направления реализации магистерской программы «Раннее детство» (научная статья) Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. №4. 2022. С. 58–65. (№1720, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
  • Шахманова А. Ш. Актуальные проблемы подготовки педагогов в контексте синергетического подхода (научная статья). Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов участников IV Международной научно-практической конференции, Москва, 14 ноября 2022 г. М.: Известия ИППО, 2022. Режим доступа: http://izvestia-ippo.ru/shakhmanova-a-sh-aktualnye-problemy-po/
  • Шахманова А. Ш. Актуальные проблемы духовно-нравственного становления личности в контексте этнокультурного воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Искусство и этнокультурное образование. Опыт, проблемы и перспективы развития» посвященная 80-летию со дня рождения ученого, художника, этнопедагога Гаджимурадова С. М. 30 марта 2023г. Махачкала «АЛЕФ». 2023.-С. 420–426.
  • Шахманова А. Ш. Актуальные проблемы реализации воспитательного потенциала прародителей в современной семье. «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса» М.: Известия ИППО МГПУ, 2023 №2.
  • Шахманова А. Ш. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. №1. 2024. С. 10. (№548, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
    11. Шахманова А. Ш., Козлова С. А., Каченовская Л. А., Полосухина Е.О. Теория и методика обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста (учебник) Гриф УМО М.: ИНФРА-М, 2023 (переизданное). 235 с.

Ссылка на аккаунт в elibrary

  • https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=732368
  • ELIBRARY: SPIN-код: 2463-3470
  • ID ORCID: 0009-0006-2152-4489

Кричевцова
Екатерина Игоревна,

старший научный сотрудник,
кандидат педагогических наук

Подробнее

Образование

  • Дагестанский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию», диплом Г-I №464970, рег. №7706. (1983)

  • Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена диссертационным советом НИИ дошкольного воспитания АПН СССР по защите диссертации «Воспитание у детей пятого года жизни положительного отношения к человеку-труженику» по специальности 13.00.01 – Теория и история педагогики 24 апреля 1989 года и утверждена 29 ноября 1989 года Высшей аттестационной комиссией  при Совете Министров СССР.

  • Ученое звание доцента по кафедре дошкольной педагогики присвоено 18.06.2001 г. решением Министерства образования Российской Федерации № 648-д.

  • Защитила докторскую диссертацию «Теоретические и научно-методические основы оптимизации социального развития детей дошкольного возраста в условиях детского дома» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования в ГБОУ ВПО ИППО МГПУ. Диссертационный совет Д 850.007.06. (2022)

  • С 2015 г. является членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования.

Повышение квалификации

  • Программа «Личная эффективность педагогов в цифровой среде» (16 часов), МГПУ, 2021;
  • Программа «Современное педагогическое исследование: требования к нему» (46 часов), МГПУ, 2022;
  • Программа «Развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций по формированию финансовой грамотности учащихся школьного возраста у студентов основных образовательных программ в области педагогического образования» (108 часов), МГУ им. М. В. Ломоносова, 2022.

Профессиональные интересы

  • Развитие и социализация детей периода раннего и дошкольного детства. Подготовка педагогических кадров для работы в системе дошкольного образования. Субкультура детства.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Грамота Правительства Москвы и Департамента образования г. Москвы (2011 г.);
  • Благодарность оргкомитета конкурса «Воспитатель года России» (2011 г.);
  • Благодарственное письмо ИППО ГБОУ ВПО МГПУ (2013 г.);
  • Памятный знак «За заслуги перед университетом» (2015 г.)

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Шахманова А. Ш., Кравчевская Е.И. Традиции и ритуалы как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста (научная статья)//
  • Актуальные проблемы начального дошкольного образования: онлайн-формат. Материалы Международной научно-практической студенческой конференции с участием профессорско-преподавательского состава. Курск, 2022 г.). С. 181–186.
  • Шахманова А. Ш., Кравчевская Е.И. Традиции и ритуалы как средство воспитания современных дошкольников (научная статья) Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. №1. 2022. С.21-27. (№548, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
  • Шахманова А. Ш., Пономарева Е. В. Педагогическое взаимодействие дошкольной организации семьи и школы в обеспечении готовности детей к школьному обучению (научная статья) Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. №3. 2022. С.9-18. (№548, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
  • Шахманова А. Ш., Титобаева А. А. Формирование основ финансовой грамотности у детей младшего возраста в России и Англии (научная статья) Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. №4. 2022. С. 7–74. (№548, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  • Шахманова А. Ш., Ганичева А. Н., Полковникова Н. Б. Стратегические направления реализации магистерской программы «Раннее детство» (научная статья) Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. №4. 2022. С. 58–65. (№1720, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
  • Шахманова А. Ш. Актуальные проблемы подготовки педагогов в контексте синергетического подхода (научная статья). Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов участников IV Международной научно-практической конференции, Москва, 14 ноября 2022 г. М.: Известия ИППО, 2022. Режим доступа: http://izvestia-ippo.ru/shakhmanova-a-sh-aktualnye-problemy-po/
  • Шахманова А. Ш. Актуальные проблемы духовно-нравственного становления личности в контексте этнокультурного воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Искусство и этнокультурное образование. Опыт, проблемы и перспективы развития» посвященная 80-летию со дня рождения ученого, художника, этнопедагога Гаджимурадова С. М. 30 марта 2023г. Махачкала «АЛЕФ». 2023.-С. 420–426.
  • Шахманова А. Ш. Актуальные проблемы реализации воспитательного потенциала прародителей в современной семье. «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса» М.: Известия ИППО МГПУ, 2023 №2.
  • Шахманова А. Ш. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. №1. 2024. С. 10. (№548, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
    11. Шахманова А. Ш., Козлова С. А., Каченовская Л. А., Полосухина Е.О. Теория и методика обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста (учебник) Гриф УМО М.: ИНФРА-М, 2023 (переизданное). 235 с.

Ссылка на аккаунт в elibrary

  • https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=732368
  • ELIBRARY: SPIN-код: 2463-3470
  • ID ORCID: 0009-0006-2152-4489

Авдулова
Татьяна Павловна, 

ведущий научный сотрудник,
кандидат психологических наук, доцент

Бурлакова
Ирина Анатольевна,

ведущий научный сотрудник,
кандидат психологических наук

Вархотов
Тарас Александрович,

ведущий научный сотрудник,
кандидат философских наук, доцент

Волобуева
Людмила Михайловна,

ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент

Подробнее

Образование

  • Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина, Педагогика и психология (дошкольная)

Повышение кваллификации

  • Основы противодействия коррупции в сфере образования (72 час.), с 01.04.2021 по 01.06.2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Удостоверение 7724113982726, дата выдачи 04.06.2021 г., г. Москва, рег.номер 01547-ПК-2021
  • Международная аккредитация: как оценить качество образования по международным стандартам (48 час.), с 23.06.2021 по 07.07.2021, АНО ДПО «Учебно-консультационный центр», Удостоверение 122410902887, дата выдачи 07.07.2021, г. Йошкар-Ола, рег.номер 12308-0067-21
  • Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего (72 час.), с 27.09.2021 по 15.10.2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Удостоверение 522415586484, дата выдачи 01.11.2021, г. Нижний Новгород, рег.номер 3036
  • Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ» (16 час.), с 24.01.2022 по 26.01.2022, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Удостоверение 772415347640, дата выдачи 27.01.2022, г. Москва, рег.номер 00014-ПК-2022
  • Разработка и экспертиза электронных учебных курсов на платформе дистанционного обучения Moodle (36 час.), с 03.10.2022 по 02.12.2022, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Удостоверение 772417646375, дата выдачи 12.12.2022, г. Москва, рег.номер 02991-ПК-2022
  • Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего (72 час.), с 24.04.2023 по 09.06.2023, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Удостоверение 772420411366, дата выдачи 14.06.2023, г. Москва, рег.номер 03827-ПК-2023

Профессиональные интересы

  • История дошкольного образования, организация и управление дошкольным образованием, подготовка педагогических кадров, присмотр и уход за детьми дошкольного возраста

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль в честь 850-летия Москвы
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Благодарности Министерства просвещения Российской Федерации

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Волобуева Л.М. и др. Адаптивная модель профессионального развития педагога дошкольного образования в системе ДПО/ Волобуева Л.М., Кротова Т.В., Парамонова М.Ю., Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Осиненко М.В.//Наука и школа. 2022. № 1. С. 162–175. DOI: 10.31862/1819-463X2022-1-162-175.
  • Волобуева Л.М. и др. Повышение квалификации педагогов дошкольного образования на основе адаптивной модели профессионального развития/ М.Ю. Парамонова, Т.В. Кротова, Л.М. Волобуева, М.В. Осиненко, Г.Н. Толкачева// Педагогика и психология образования. 2022, №1, С. 192-210 DOI: 10.31862/2500-297X-2022-1-192-210
  • Волобуева Л.М. и др. Принципы и инструментарий проектирования компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования как открытой образовательной системы/ Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю., Авдулова Т.П., Волобуева Л.М., Сорокина О.А.//Преподаватель XXI век. 2022. N 1. Часть 1. С. 41–57. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-41-57
  • Волобуева Л.М. Педагогика Фридриха Фрёбеля: от истоков к современности//Дошкольное воспитание. 2022. — № 7.- С. 2-9
  • Волобуева Л.М., Баценкова А.А. Представления родителей о качестве дошкольного образования в детском саду//Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании/Сб. статей Международной научно-практической конференции 29 мая 2022 г. – Стерлитамак, Агентство международных исследований, 2022. – С. 9-11
  • Волобуева Л.М. История профессии заведующего детским садом и особенности его подготовки на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ // Педагогическое образование: история становления и векторы развития : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, г. Москва, 14–15 октября 2021 г. [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2022 – 1682 с. : ил. С. 1007-1014 DOI: 10.31862/ 9785426311411
  • Волобуева Л.М. Современные тенденции развития дошкольного образования в России //Материалы Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование: международный опыт и современные подходы» 10 мая 2022 г. — Ташкент. – 2022. – С. 113-116
    Волобуева Л.М. О научной школе факультета дошкольной педагогики и психологии //Научные школы Московского педагогического государственного университета. Очерки. Том Выпуск 2. Отв. Редактор А.В. Лубков. Москва. Изд-во МПГУ. 2023. С.98-106.
  • Волобуева Л.М. и др. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики/ Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н. Парамонова М.Ю. Современное дошкольное образование. – 2023. – №4 (118). – С. 8–21. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-8-21
  • Volobueva L.M., Osinenko M.V. Parents’ community as a participant of the educational process in Russia: assessment of the quality of preschool education/ Proceedings of the International University Scientific Forum “Practice Oriented Science: UAE – RUSSIA – INDIA”. August 25, 2023. UAE/ P. 50-55 DOI 10.34660/INF.2023.74.34.049
  • Волобуева Л.М. Объединение детских садов и школ: история и современность//Управление ДОУ. – 2023. — № 8. — С. 50-57
  • Волобуева Л.М. Присмотр и уход за детьми младенческого и раннего возраста как основа их полноценного развития // Материалы Четвертой Московской Международной научно-практической конференции «Компетенции воспитателя — условие развития навыков будущего у дошкольника» 27-28 сентября 2023 г. ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» — 2023.
  • Волобуева Л.М. и др. Формирование целостных форм поведения личности ребенка в сфере познания и творчества в условия реализации экологического подхода в системе дошкольного образования/ Хузеева Г.Р., Толкачева Г.Н.. Волобуева Л.М., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю.//Педагогика и психология образования. — 2023. — № 4.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2022 года

  •  

Жуков
Олег Федорович,

ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Кротова
Татьяна Викторовна, 

ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Марич
Екатерина Михайловна,

ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук

Молчанова
Галина Викторовна,

ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук

Никифорова
Ольга Владимировна, 

ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Новицкая
Виктория Александровна,

ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Парамонова
Маргарита Юрьевна,

ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Толкачева
Галина Николаевна, 

ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент

Подробнее

Образование

  • Орловский государственный педагогический институт, педагогика и психология (дошкольная)

Повышение кваллификации

  • Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации общеобразовательных программ (16 час.) с 24 ноября по 26 ноября 2022г., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», удостоверение № 772415347694 от 27.01.2022, рег.номер 00068-ПК-2022
  • Разработка и экспертиза электронных учебных курсов на платформе дистанционного обучения Moodle (36 час.) с 03 октября по 02 декабря 2022г., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», удостоверение № 772417646352 от 12.12.2022, рег.номер 03014-ПК-2022
  • Использование системы дистанционного обучения ИнфоДа Moodle для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий (с применением ЭОиДОТ) (72 час.) с 06 марта 2023 года по 24 марта 2023 г., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», удостоверение № 772419112632 от 01.06.2023г., рег.номер 02423-ПК-2023
  • Цифровой этикет (18 час.) с 29 марта по 12 апреля 2023г., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», удостоверение № 77249111541 от 14.04.2023г., рег.номер 01312-ПК-2023
  • Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего (72 час.) с 24 апреля по 09 июня 2023г., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», удостоверение № 772420411468 от 14.06.2023 г., рег.номер 03929-ПК-2023

Профессиональные интересы

  • Дошкольное образование, подготовка педагогов дошкольного образования

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарственные письма Министерства просвещения Российской Федерации (2022г., 2023г.);
  • Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации»
  • Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член Гильдии экспертов, эксперт Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (ФУМО ВО «Образование и педагогические науки»), член учебно-методического совета МПГУ и факультета дошкольной педагогики и психологии

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Волобуева Л.М., Кротова Т.В., Парамонова М.Ю., Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Осиненко М.В. Адаптивная модель профессионального развития педагога дошкольного образования в системе ДПО / Л.М. Волобуева, Т.В. Кротова, М.Ю. Парамонова, Г.Н. Толкачева, Е.И. Изотова, М.В. Осиненко. — Текст : непосредственный // Наука и школа. — 2022. — № 1. — С. 162–175. — DOI: 10.31862/1819-463X2022-1-162-175.
  • Парамонова М.Ю., Кротова Т.В., Волобуева Л.М., Осиненко М.В., Толкачева Г.Н. Повышение квалификации педагогов дошкольного образования на основе адаптивной модели профессионального развития/ М.Ю. Парамонова, Т.В. Кротова, Л.М. Волобуева, М.В. Осиненко, Г.Н. Толкачева. — Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. 2022, №1, С. 192-210 DOI: 10.31862/2500-297X-2022-1-192-210
  • Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю., Авдулова Т.П., Волобуева Л.М., Сорокина О.А. Принципы и инструментарий проектирования компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования как открытой образовательной системы / Г.Н. Толкачева, Е.И. Изотова, М.Ю. Парамонова, Т.П. Авдулова, Л.М. Волобуева, О.А. Сорокина. — Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. -2022. -№ 1. -Часть 1. -С. 41–57. -DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-41-57
  • Толкачева Г.Н., Касперов А.Д. Исследование сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста / Г.Н. Толкачева, А.Д. Касперов. — Текст : непосредственный // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований» 27-28 июня 2022г. -Bengaluru, India — С. 57-62
  • Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Парамонова М.Ю. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики/ Л.М. Волобуева, Г.Н. Толкачева, М.Ю. Парамонова. — Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование. – 2023. -№ 4 (118). – С. 8-21

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2022 года

  •  

Хузеева
Гузелия Рифкатовна, 

ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук, доцент

Яфизова
Римма Иршатовна, 

ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Новосёлова
Юлия Галимжановна, 

научный сотрудник

Коршунова
Наталья Сергеевна, 

младший научный сотрудник

Гайдукова
Ксения Олеговна, 

младший научный сотрудник

Кузнецова
Ольга Олеговна,

младший научный сотрудник

Жуковская
Екатерина Павловна,

аналитик

Евсюкова
Анастасия Александровна, 

аналитик

Колесова
Анна Викторовна,

аналитик

Осуществление работы в рамках государственного задания по научно-методическому и ресурсному обеспечению системы образования:

  1. Обновление содержания и обеспечения методической поддержки современного качества дошкольного образования;
  2. Разработка и апробация программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста;
  3. Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности системы организаций (стажировочных площадок) «Детский сад – маршруты развития», выполняющих организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования, включая обновление инфраструктуры стажировочных площадок;
  4. Разработка и утверждение методических рекомендаций по развитию центров раннего физического развития детей (начиная с двухлетнего возраста), в том числе в дошкольных образовательных организациях;
  5. Сопровождение межведомственного взаимодействия, направленного на повышение качества оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.

Обновление содержания и обеспечение методической поддержки современного качества дошкольного образования:
• Организационно-методическое сопровождение Федеральной образовательной программы дошкольного образования;
• Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику всех субъектов РФ.
Разработка и апробация программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста, в том числе на новых территориях:
• Подготовка и апробация механизма включения регионов в пилотный проект по разработке и апробации программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста, в том числе на новых территориях;
• Разработка и апробация программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста, в том числе на новых территориях;
• Методическое сопровождение программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста с использованием информационных ресурсов во всех регионах РФ, в том числе на новых территориях;
• Подготовка и апробация механизма включения вузов в пилотный проект по разработке и реализации программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по просветительской деятельности в ДОО;
• Разработка программы дополнительного образования – программы повышения квалификации — для педагогов ДО, направленной на расширение их профессиональных компетенций в области просветительской работы с родителями детей дошкольного возраста;
• Апробация программы повышения квалификации педагогов ДО, направленной на расширение профессиональных компетенций в области просвещения родителей дошкольного возраста на пилотных площадках – вузов, участниках пилотного проекта, в том числе на новых территориях.
Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности системы организаций (стажировочных площадок) «Детский сад — маршруты развития», выполняющих организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования, включая обновление инфраструктуры стажировочных площадок:
• Организационно-техническое сопровождение мероприятий по заключению соглашений на предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
• Методическое и экспертно-консультационное сопровождение деятельности организаций-победителей отбора в 2023 году;
• Мониторинг организации и повышения квалификации педагогов и управленческого персонала сетевых ДОО на базах стажировочных площадок;
• Мониторинг результативности реализации грантов стажировочными площадками (экспертиза отчетов грантополучателей);
• Выявление лучших моделей развития ДОО — «Детский сад – маршрут развития».
Разработка и утверждение методических рекомендаций по развитию центров раннего физического развития детей (начиная с 2-летнего возраста), в том числе в дошкольных образовательных организациях:
• Разработка методических рекомендаций по развитию центрах раннего физического развития детей (начиная с 2-летнего возраста), в том числе в дошкольных образовательных организациях;
• Разработка комплекта типовых методических документов по обеспечению образовательной деятельности центров раннего физического развития в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
• Проведение цикла вебинаров (методическая поддержка) по интеграции парциальной программы раннего физического развития детей дошкольного возраста в образовательную программу ДОО;
• Выявление лучших практик работы центров раннего физического развития.
Сопровождение межведомственного взаимодействия, направленного на повышение качества оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста:
• Анализ правоприменительной практики в субъектах РФ организации услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста как в ДОО, в том числе в семейных дошкольных группах, так и вне образовательных организаций (индивидуальными предпринимателями, самозанятыми, организациями) с выявлением общих требований к услуге по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в системе ДОО и выработке предложений по внесению изменений в федеральное законодательство;
• Проведение Всероссийских вебинаров, в том числе в интерактивной форме, направленных на формирование знаний, умений и навыков, необходимых при оказании нянями (работниками по присмотру и уходу) за детьми дошкольного возраста, в том числе детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, соответствующих услуг;
• Разработка методических рекомендаций по оказанию услуг присмотра и ухода за воспитанниками ДОО, в том числе с ОВЗ и с инвалидностью.

Научные публикации:

2024 год
  • Изотова Е.И., Молчанова Г.В., Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р., Радчикова Н.П.Методологическое обоснование междисциплинарного комплекса диагностики развития, физического и психического здоровья детей как инструмента выявления рисков освоения образовательных программ дошкольного образования // Теория и практика физической культуры (Scopus), № 1, 88-91 с., 2024 — https://elibrary.ru/item.asp?id=56656576
  • Парамонова М.Ю., Толкачева Г.Н., Волобуева Л.М., Гогоберидзе А.Г., Никифорова О.В. Конструирование образовательных программ дошкольного образования на примере интеграции обязательной части (ФОП ДО) и парциальной программы по раннему физическому развитию детей // Теория и практика физической культуры (Scopus), № 2, 58-60 с., 2024 г — https://elibrary.ru/item.asp?id=61022623
  • Авдулова Т.П., Парамонова М.Ю., Семенова Т.А., Толкачева Г.Н., Чугайнова О.Г. Применение игровых технологий в практике дошкольного образования // Наука и школа, № 1, 209-217 с., 2024 г — https://elibrary.ru/item.asp?id=64148599
  • Авдеева Н.Н., Шведовская А.А., Андреева А.Д., Бурлакова И.А., Ениколопов С.Н., Зарецкий В.К., Захарова Е.И., Кочетова Ю.А., Поскакалова Т.А. Функциональная психологическая грамотность родителей и педагогов как условие построения эффективного общения с ребенком // Психологическая наука и образование, Т. 29. № 1, 113-149 с., 2024 г — https://elibrary.ru/item.asp?id=61732576
  • Парамонова М.Ю., Толкачева Г.Н., Волобуева Л.М., Хузеева Г.Р., Никифорова О.В., Акулова О.В., Атарова А.Н., Березина Т.А., Вербенец А.М., Вербовская В.С., Езопова С.А., Кондракова И.Э., Ничипоренко Л.К., Новицкая В.А., Новиков М.С., Полякова М.Н., Римашевская Л.С., Солнцева О.В., Сомкова О.Н., Яфизова Р.И., Гогоберидзе А.Г., Изотова Е.И. Дошкольное образование. Путеводитель для педагога / М: Просвещение, 416 с., 2024 г., ISBN: 978-5-09-110586-5
2023 год
  • Гогоберидзе А.Г., Изотова Е.И., Новицкая В.А., Езопова С.А. Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства //Современное дошкольное образование (ВАК), №4 (118), 22-34 с., 2023 г — https://elibrary.ru/item.asp?id=55925375
  • Парамонова М.Ю., Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Изотова Е.И. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики //Современное дошкольное образование (ВАК), №4 (118), 8-21 с., 2023 г — https://elibrary.ru/item.asp?id=55925374
  • Изотова Е.И., Хузеева Г.Р., Авдулова Т.П. Использование технологий нейродидактики в системе образования // Педагогические науки и образование (ВАК), №4, 70-77 с., 2023 г — https://elibrary.ru/item.asp?id=54504099
  • Авдулова Т.П. Нейропсихологические предикторы нравственной саморегуляции в дошкольном возрасте // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» (ВАК), №2, 94-112 с., 2023 г — https://elibrary.ru/item.asp?id=54381803
  • Хузеева Г.Р. Феномен родительства и особенности социализации детей старшего дошкольного возраста в пространстве общения со взрослыми и сверстниками // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» (ВАК), №2, 79-93 с., 2023 г — https://elibrary.ru/item.asp?id=54381802
  • Кротова Т.В., Авдулова Т.П., Бурлакова И.А. Просвещение родителей /законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства // Современное дошкольное образование, № 4 (118), 64-74 с., 2023 г — https://elibrary.ru/item.asp?id=55925378

2022 год

  • Волобуева Л. М., Кротова Т. В., Парамонова М. Ю., Толкачева Г. Н., Изотова Е. И., Осиненко М. В. Адаптивная модель профессионального развития педагога дошкольного образования в системе ДПО // Наука и Школа / Science and School. № 1. 2022 С.162-176, DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-162-175
  • Изотова Е.И., Авдулова Т.П., Молчанова Г.В., Хузеева Г.Р. Тренды развития и актуальные направления психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста поколения IGEN //Педагогическое образование и наука. № 4. 2022. С. 94-102, ISSN 2072-2524
  • Изотова Е.И., Авдулова Т.П., Парамонова М.Ю., Сорокина О.А., Сурудина Е.А. Инструменты выявления и дифференциации социальных запросов к профессиональным умениям и личностным качествам педагогов дошкольного образования в условиях глобальной цифровизации // Проблемы современного образования.  №1. 2022. С. 146-162, DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-146-162
  • Кротова Т.В., Волобуева Л.М., Осиненко М.В., Толкачева Г.Н. Повышение квалификации педагогов дошкольного образования на основе адаптивной модели профессионального развития // Педагогика и психология образования. – 2022. – № 1. – с. 41-57 с. 192-210, DOI: 10.31862/2500-297X-2022-1-192-210
  • Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю., Волобуева Л.М., Авдулова Т.П., Сорокина О.А. Принципы и инструментарий проектирования компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования как открытой образовательной системы // Преподаватель XXI век. №1. 2022. С. 41-57, DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-41-57
  • Хузеева Г.Р. Трансформации и константы в игровой деятельности детей дошкольного возраста // Педагогическое образование: история становления и векторы развития : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, г. Москва, 14–15 октября 2021 г. – Москва : МПГУ, 2022. – 1682 с., с.988.

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных