...

Институт развития ребенка

Лаборатория госпитальной педагогики

Направления деятельности лаборатории

Учитывая мировые тенденции о персонализации образования, в лаборатории одним из направлений работы выявляется выявление, систематизация особенностей и потребностей детей, находящихся на длительном лечении, для обеспечения индивидуализации, дифференциации и персонализации их образовательных маршрутов и исполнения 273 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для получения каждым гражданином качественного и доступного образования. Выявленные особенности станут базисом создания методического обеспечения образовательного процесса.

Одним из научно-исследовательских направлений работа лаборатории является организационно-методическое сопровождение специалистов госпитальных школ, в рамках которого планируется проведение мониторинга адаптационного процесса разных групп госпитальных педагогов, определение проблем и трудностей, организация и проведение всероссийских стажировочных сессий по вопросам адаптации госпитальных педагогов к профессиональной деятельности в условиях медицинского стационара, подготовка методических рекомендаций по сопровождению специалистов в период их адаптации к новым условиям профессиональной деятельности, создание цифрового банка нормативных, методических и научных материалов по госпитальной педагогике, разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для молодых специалистов.

 

Долуев Иван Юрьевич

Долуев
Иван Юрьевич

Заведующий лабораторией, кандидат исторических наук

Контакты:

Подробнее

Образование

  • Высшее (специалитет), Московский государственный областной университет, 2014, учитель;
  • Московский педагогический государственный университет, Институт детства, факультет начального образования, магистерская программа «Проектирование образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении», 2018-2020 гг.

Профессиональные интересы

  • Распространение модели госпитальной школы в России и странах СНГ.
  • Проектирование организационно-управленческих моделей образования детей, находящихся на длительном лечении
  • Особенности формирования нормативных правовых актов, регулирующих образовательный процесс в госпитальных школах

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • 31.01.2018, Грамота Департамента образования и науки города Москвы за многолетнюю результативную работу, значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения.
  • 2019, Министерство просвещения Российской Федерации, лауреат специального приза в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2019
  • 2019, Премия общественного признания — “Национальная премия — Мы будем жить!”
  • Лауреат Премии города Москвы 2019 года в области образования «За большой вклад в работу по обучению тяжелобольных детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, и реализацию проекта «УчимЗнаем»
  • 2020, Благодарность, Руководство ООО «Мобильное Электронное Образование», за участие в качестве спикера в программе в программе II
  • Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация образования. Актуальные вопросы. Инноватика и эксперимент» Секция «Цифровая трансформация школы. Дети с ОВЗ. Учим вместе с МЭО».
  • 2020, Диплом участника II Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация образования. Актуальные вопросы. Инноватика и эксперимент» «Лучший доклад» в секции «Цифровая трансформация школы. Дети с ОВЗ. Учим вместе с МЭО»
  • 7 июля 2021, Почетная грамота Президента Российской Федерации «За большой вклад в обеспечение деятельности образовательных учреждений в период эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации»
  • 2023, Благодарственное письмо Советника Президента Российской Федерации за поддержку и деятельное участие в работе III Конгресса молодых ученых

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Долуев И.Ю., Зорина Е.С., Макарова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с жизнеугрожающим заболеванием: теоретическое осмысление и практика реализации // Новые исследования. 2023. № 1 (73). С. 34-46.
  • Долуев И.Ю., Зорина Е.С., Соловьев Д.А. Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические и гематологические заболевания // Перспективы Науки и Образования. 2023. №1.
  • Долуев И.Ю., Зорина Е.С., Соловьев Д.А. Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические и гематологические заболевания // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 451-468.
  • Долуев И.Ю., Шариков С.В. Основные направления консультационной поддержки, реализуемые флагманской площадкой проекта «УчимЗнаем» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 4. С. 39-45.
  • Лоскутов А.Ф., Долуев И.Ю. Обучение длительно болеющих детей // Методические материалы / Сер. Госпитальная педагогика Том Часть 1. Москва, 2023.
  • Лоскутов А.Ф., Долуев И.Ю., Гусев И.А., Курикалова Н.М. Опыт сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» // Школа будущего. 2023. № 3. С. 28-37.
  • Долуев И.Ю., Гусев И.А., Курикалова Н.М., Лоскутов А.Ф. О результатах I межвузовской научно-практической конференции «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы» // В сборнике: Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы. Материалы I Межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова. Москва, 2022. С. 12-25.
  • Долуев И.Ю., Гусев И.А., Курикалова Н.М., Лоскутов А.Ф. О результатах I межвузовской научно-практической конференции «актуальные исследования в области госпитальной педагогики. формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы» / Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы. Материалы I Межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова. Москва, 2022. С. 12-25.
  • Долуев И.Ю., Зенич Н.Ю. Госпитальная школа: подходы к решению проблемы кадрового обеспечения (из опыта реализации проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем») // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. № 7. С. 12-19.
  • Иванова О.А., Шалашова М.М., Шариков С.В., Долуев И.Ю. Подготовка педагогических кадров для госпитальных школ // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 260-264.
  • О.А. Иванова, М.М. Шалашова, С.В. Шариков, И.Ю. Долуев Подготовка педагогических кадров для госпитальных школ // Мир науки, культуры, образования Вып.2. — 2022. С. 260-263.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2022 года

Cотрудники лаборатории:

Лаборатория госпитальной педагогики

Лоскутов
Александр Федорович,

ведущий научный сотрудник,
кандидат педагогических наук

Лаборатория госпитальной педагогики

Курикалова 
Наталия Михайловна, 

старший научный сотрудник, кандидат филологических наук

Лаборатория госпитальной педагогики

Гусев
Иван Алексеевич,

научный сотрудник

Лаборатория госпитальной педагогики

Смирнова
Лилия Ильдаровна,

младший научный сотрудник

Лаборатория госпитальной педагогики

Филатов
Артём Алексеевич,

младший научный сотрудник

Лаборатория госпитальной педагогики

Поздеева
Ольга Владимировна,

младший научный сотрудник

Подробнее

Образование

  • Высшее, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского», 2006 г. Специальность «Биология», квалификация «Учитель биологии».

Повышение квалификации

  • АНО ДПО Учебно-методический центр «Юнитал –М». «Пожарная безопасность для руководителей организаций», 72 ч., 2024

  • ООО «Экспертно-образовательный центр «Ника». «Обучение работников правилам по оказанию первой помощи пострадавшим», 16 ч., 2024

  • ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», 144ч  «Тьюторское сопровождение детей, находящихся на длительном лечении: обучение, воспитание, социализация», 2023

  • ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», 16 ч., «Организационно-методическое сопровождение конкурса профессионального мастерства на основе компетентностного подхода», 2023

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарность ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», 2023

  • Отличник просвещения Российской Федерации, 2022

  • Премия «Будем жить!» ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!», 2022

  • Почетная грамота Министерства образования и науки Забайкальского края, 2019

  • Благодарность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, 2017

  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2017

Публикации 

  • Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2024

  • Особенности реализации российской модели госпитальной школы «УчимЗнаем» Бабенков Н.Д., Гусев И.А., Долуев И.Ю., Дрига К.Е., Зорина Е.С., Канева Л.И., Канев О.А., Курикалова Н.М., Лоскутов А.Ф., Поздеева О.В., Филатов А.А. учебное пособие (курс лекций)/ Москва, 2024

  • Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2023

  • Поздеева О.В. Эффективное выстраивание межведомственного взаимодействия – условие успешной организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении

  • Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2022

  • Поздеева О.В., Глазунова Ю.В. Особенности региональной модели обеспечения прав детей, находящихся на длительном лечении, на получение качественного образования.

  • Поздеева О.В., Глазунова Ю.В. Качественное образование в медицинском учреждении: опыт региона. Научно-методический журнал «Педагогическое обозрение», №4, 2022

  • Поздеева О.В., Глазунова Ю.В., Опыт реализации проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» в Забайкальском крае. Вестник образования Забайкалья, №1, 2022.

Cотрудники лаборатории:

Лаборатория госпитальной педагогики

Зорина
Екатерина Сергеевна,

старший научный сотрудник, кандидат психологических наук

Лаборатория госпитальной педагогики

Лоскутов
Александр Федорович,

ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук

История лаборатории

Госпитальная школа в рамках Проекта «УчимЗнаем» — это полноценная и настоящая школа, в которой педагоги ежедневно работают в крупных медицинских стационарах для того, чтобы никакая болезнь не помешала уверенному ходу жизни учеников – пациентов детских больниц, не прерывала связи с одноклассниками и друзьями, не остановила развитие. Таким образом реализуется конституционное право детей на получение полноценного, качественного и доступного общего и дополнительного образования.

За десять лет госпитальная педагогика как направление педагогической науки в России благодаря Проекту «УчимЗнаем» стала отдельным большим направлением в области образования, жизненную необходимость которого отмечают ведущие эксперты, включая Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова.

Осмысление эмпирической базы, полученной в результате научного анализа педагогической практики работы с детьми, находящимися на длительном лечении в медицинских организациях и на дому, формирует сегодня перспективные направления современных исследований в области госпитальной педагогики.

С января 2022 года по инициативе Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» была открыта лаборатория междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики.

Сотрудники лаборатории и их вклад

Лаборатория госпитальной педагогики
Долуев Иван Юрьевич

кандидат исторических наук, руководитель лаборатории госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», заместитель руководителя проектного офиса, руководитель проектной группы «Развитие» (ССП ГБОУ Школа № 109)

Вклад Долуева Ивана Юрьевича состоит в:

  • разработке организационно-педагогических условий подготовки педагогических кадров для госпитальных школ, повышения квалификации специалистов в области госпитальной педагогики на флагманской и региональных площадках в субъектах Российской Федерации;
  • разработке основных категорий требований, предъявляемых к профессиональным компетенциям, профессионально-личностным позициям госпитального педагога;
  • создании типологии профессиональных и личностных характеристик педагогов, работающих в госпитальных школах;
  • разработке схемы процесса рекрутинга госпитальных педагогов для флагманской площадки Проекта «УчимЗнаем»;
  • разработке российской модели госпитальной школы.
Лаборатория госпитальной педагогики
Гусев Иван Алексеевич

научный сотрудник лаборатории  госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», заместитель директора ГБОУ Школа № 109 по ССП «Госпитальная школа «УчимЗнаем»

Вклад Гусева Ивана Алексеевича состоит:

  • в исследовании ключевых этапов развития госпитальной педагогики;
  • в теоретическом обосновании и разработке системы непрерывного профессионального развития педагогов госпитальной школы;
  • в исследовании образовательной среды госпитальной школы;
  • разработке модели медико-социальной реабилитации длительно болеющего ребенка с участием педагогов госпитальной школы;
  • в разработке воспитательной системы госпитальной школы, рассмотрении ее существенных признаков, характеристик, целей и факторов;
  • в разработке организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса в госпитальной школе;
  • в создании условий для научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива госпитальных школ;
  • в разработке российской модели госпитальной школы.
Лаборатория госпитальной педагогики
Лоскутов Александр Федорович

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории  госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», руководитель службы развития кадрового потенциала флагманской площадки проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»

Вклад Лоскутова Александра Федоровича состоит:

  • в представлении госпитальной педагогики как нового направления в педагогической науке, в определении признаков госпитальной педагогики как науки, потребности в обществе, наличии предмета, объекта, методов исследования и категориального аппарата;
  • в обеспечении научно-методического сопровождения деятельности Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»;
  • в теоретическом обосновании и разработке модели цифровой образовательной среды и методики обучения школьников, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений;
  • в создании и внедрении модели и компонентов цифровой образовательной среды госпитальной школы;
  • в создании учебно-методического обеспечения методической системы обучения длительно болеющих детей в госпитальной школе;
  • во внедрении методической системы в учебный процесс обучения физике в госпитальных школах;
  • в разработке российской модели госпитальной школы.
Лаборатория госпитальной педагогики
Курикалова Наталия Михайловна

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории  госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», методист проектного офиса проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»

Вклад Курикаловой Наталии Михайловны состоит:

  • в обеспечении научно-методического сопровождения деятельности Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»;
  • в представлении госпитальной педагогики на международном уровне;
  • в разработке дополнительной профессиональной программы (повышение квалификации) «Технологии формирования, развития и оценивания читательской грамотности обучающихся госпитальной школы»;
  • в развитии теоретических и практических основ формирования, развития и оценивания читательской грамотности обучающихся госпитальной школы.
Лаборатория госпитальной педагогики
Зорина Екатерина Сергеевна

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории  госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», ведущий специалист проектного офиса проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»

Вклад Зориной Екатерины Сергеевны состоит:

  • выявлении актуальных запросы психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические и гематологические заболевания
  • в организации психологического, социального и педагогического сопровождения в постгоспитальном периоде;
  • в выявлении и научном обосновании особенностей детско-родительских отношений в семьях, переживших длительное и жизнеугрожающее заболевание ребенка, значимых характеристик взаимодействия между членами семьи в период ремиссии и актуальных запросов на психологическое сопровождение;
  • в обеспечении системной работы по предупреждению профессионального выгорания госпитальных педагогов.
Лаборатория госпитальной педагогики
Филатов Артем Алексеевич

младший научный сотрудник лаборатории госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», заместитель руководителя проектной группы «Развитие» (ССП ГБОУ Школа № 109).

Вклад Филатова Артема Алексеевича состоит:

  • в реализации программ повышения квалификации педагогических кадров проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»;
  • в развитии партнерской сети проекта и популяризации идей госпитальной педагогики в Российской Федерации и за рубежом;
  • в обеспечении научно-методического сопровождения деятельности Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем».

Достижения лаборатории

При участии сотрудников лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики Минпросвещения России совместно с Минздравом России и проектом госпитальных школ России «УчимЗнаем» разработаны разъяснения по вопросам обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях. В документе учтены изменения нормативного правового поля и отражена педагогическая практика госпитальных школ, действующих в регионах страны. Это позволит сохранить единое образовательное пространство для этой категории ребят, дать им возможность осваивать основные и дополнительные программы обучения. Он также будет актуален для оказания методической поддержки педагогам, социальным работникам, руководителям образовательных и медицинских организаций, представителям органов исполнительной власти и родителям учащихся.

Общая цель исследований лаборатории: выявление основополагающих факторов, формирующих эффективную комплексную медико-социо-психолого-педагогическую реабилитацию длительно болеющих детей дошкольного и школьного возраста.

За 3 года работы лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики сотрудниками были опубликованы более 100 научных работ, проведено более 120 выступлений на ведущих международных и всероссийских научных конференциях, форумах, симпозиумах, семинарах. Было реализовано 7 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации общей трудоемкостью 390 часов. Проведено 3 всероссийских конференции с международным участием «УчимЗнаем» — Заботливая школа, участниками которых стали более 10000 специалистов в области обучения и воспитания детей, находящихся на длительном и тяжелом лечении в медицинских учреждениях. Представленный опыт был признан уникальным и значимым для дальнейшего развития образования на мировом уровне.

В 2022 году разработана и апробирована карта индивидуальных особых потребностей длительно болеющих детей и проведено научное обоснование. Карта позволяет ориентироваться на личностные особенности ребенка, позволяет интегрировать медицинские, психологические, социальные, академические данные обучения, задать параметры текущего образовательного процесса с учетом целевых, содержательных и технологических составляющих.  Осуществлена разработка программ повышения квалификации для педагогических кадров госпитальных школ и проведена апробация программ в Российской Федерации и в странах СНГ.

В 2023 году была разработана российская модель госпитальных школ. Разработаны и приняты Минпросвещения и Минздравом РФ Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным программам и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях.

В 2024 году прошла научная апробация и экспертиза российской модели госпитальной школы в 34 субъектах РФ, проведен мониторинг актуального состояния региональных потребностей в кадровом обеспечении госпитальных школ, опубликовано учебное пособие (курс лекций), опубликована коллективная монография «Российская госпитальная школа в едином образовательном пространстве», Подготовлены рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ по актуализации порядков в соответствии с Разъяснениями, собрана база данных «Характеристики обучающихся, находящихся на длительном лечении.

Результаты исследований использованы при разработке и реализации магистерской программы по направлению подготовки «Госпитальная педагогика» в МПГУ, магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями» в МГППУ, интегрированных программ дополнительного образования родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, в том числе «Тьюторское сопровождение детей, находящихся на длительном лечении: обучение, воспитание, социализация» МГПУ.

Практическое использование научных результатов

Теоретические результаты исследований, проводимых в лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики могут быть использованы в госпитальных школах при разработке методики обучения по отдельным учебным дисциплинам и создании новых учебных и методических пособий для современной госпитальной школы.

Результаты научных исследований могут быть использованы при разработке магистерских программ в ведущих педагогических и психолого-педагогических университетах.

Научные труды сотрудников лаборатории задают перспективы дальнейших исследований в области госпитальной педагогики, способствуя ее дальнейшему развитию как отдельной области педагогической науки, вносят вклад в подготовку научных и научно-педагогических кадров.

Научные публикации

2023 год

2022 год

2021 год

2020 год

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.