Лаборатория создана в 2022 году с целью междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики в рамках реализации проекта УчимЗнаем.
Лабораторией выполняются исследования по проектам:
«Разработка модели госпитальных школ для детей, нуждающихся в длительном лечении».
Цель исследования: разработка проекта российской модели госпитальной школы.
Основные задачи:
- Систематизированный научный анализ литературных данных о педагогическом моделировании;
- Анализ региональных практик обучения детей, находящихся на длительном лечении: исследовать особенности организации образовательной деятельности госпитальных школ с позиции актуального состояния, отраслевых задач и проблем, требующих научной разработки, включая вопросы нормативного правового и программно-методического обеспечения образовательной деятельности длительно тяжело болеющих обучающихся в условиях медицинского стационара, а также отбора и реализации индивидуально ориентированного содержания обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей длительно тяжело болеющих обучающихся разных групп, состояния их здоровья, индивидуальных особенностей развития, семейного воспитания;
- Формирование базовой терминологии госпитальной педагогики;
- Проанализировать имеющиеся подходы к оценке качества образовательной деятельности длительно тяжело болеющих обучающихся в условиях медицинского стационара, в том числе с позиции удовлетворенности участников образовательных отношений;
- Описание проекта российской модели госпитальной школы на основе данных теоретического и эмпирического исследования организации образовательной деятельности госпитальных школ.
Долуев Иван Юрьевич
Заведующий лабораторией,
кандидат исторических наук
Контакты:
Подробнее
Образование
- Высшее (специалитет), Московский государственный областной университет, 2014, учитель;
- Московский педагогический государственный университет, Институт детства, факультет начального образования, магистерская программа «Проектирование образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении», 2018-2020 гг.
Профессиональные интересы
- Распространение модели госпитальной школы в России и странах СНГ.
- Проектирование организационно-управленческих моделей образования детей, находящихся на длительном лечении
- Особенности формирования нормативных правовых актов, регулирующих образовательный процесс в госпитальных школах
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
- 31.01.2018, Грамота Департамента образования и науки города Москвы за многолетнюю результативную работу, значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения.
- 2019, Министерство просвещения Российской Федерации, лауреат специального приза в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2019
- 2019, Премия общественного признания — “Национальная премия — Мы будем жить!”
- Лауреат Премии города Москвы 2019 года в области образования «За большой вклад в работу по обучению тяжелобольных детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, и реализацию проекта «УчимЗнаем»
- 2020, Благодарность, Руководство ООО «Мобильное Электронное Образование», за участие в качестве спикера в программе в программе II
- Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация образования. Актуальные вопросы. Инноватика и эксперимент» Секция «Цифровая трансформация школы. Дети с ОВЗ. Учим вместе с МЭО».
- 2020, Диплом участника II Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация образования. Актуальные вопросы. Инноватика и эксперимент» «Лучший доклад» в секции «Цифровая трансформация школы. Дети с ОВЗ. Учим вместе с МЭО»
- 7 июля 2021, Почетная грамота Президента Российской Федерации «За большой вклад в обеспечение деятельности образовательных учреждений в период эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации»
- 2023, Благодарственное письмо Советника Президента Российской Федерации за поддержку и деятельное участие в работе III Конгресса молодых ученых
Публикации за 2022-2023 гг.
- Долуев И.Ю., Зорина Е.С., Макарова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с жизнеугрожающим заболеванием: теоретическое осмысление и практика реализации // Новые исследования. 2023. № 1 (73). С. 34-46.
- Долуев И.Ю., Зорина Е.С., Соловьев Д.А. Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические и гематологические заболевания // Перспективы Науки и Образования. 2023. №1.
- Долуев И.Ю., Зорина Е.С., Соловьев Д.А. Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические и гематологические заболевания // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 451-468.
- Долуев И.Ю., Шариков С.В. Основные направления консультационной поддержки, реализуемые флагманской площадкой проекта «УчимЗнаем» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 4. С. 39-45.
- Лоскутов А.Ф., Долуев И.Ю. Обучение длительно болеющих детей // Методические материалы / Сер. Госпитальная педагогика Том Часть 1. Москва, 2023.
- Лоскутов А.Ф., Долуев И.Ю., Гусев И.А., Курикалова Н.М. Опыт сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» // Школа будущего. 2023. № 3. С. 28-37.
- Долуев И.Ю., Гусев И.А., Курикалова Н.М., Лоскутов А.Ф. О результатах I межвузовской научно-практической конференции «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы» // В сборнике: Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы. Материалы I Межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова. Москва, 2022. С. 12-25.
- Долуев И.Ю., Гусев И.А., Курикалова Н.М., Лоскутов А.Ф. О результатах I межвузовской научно-практической конференции «актуальные исследования в области госпитальной педагогики. формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы» / Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы. Материалы I Межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова. Москва, 2022. С. 12-25.
- Долуев И.Ю., Зенич Н.Ю. Госпитальная школа: подходы к решению проблемы кадрового обеспечения (из опыта реализации проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем») // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. № 7. С. 12-19.
- Иванова О.А., Шалашова М.М., Шариков С.В., Долуев И.Ю. Подготовка педагогических кадров для госпитальных школ // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 260-264.
- О.А. Иванова, М.М. Шалашова, С.В. Шариков, И.Ю. Долуев Подготовка педагогических кадров для госпитальных школ // Мир науки, культуры, образования Вып.2. — 2022. С. 260-263.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2022 года
Cотрудники лаборатории:
Зорина
Екатерина Сергеевна,
старший научный сотрудник, кандидат психологических наук
Курикалова
Наталия Михайловна,
старший научный сотрудник, кандидат филологических наук
Лоскутов
Александр Федорович,
старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук
Зенич
Наталия Юрьевна,
младший научный сотрудник
Подробнее
Образование
- Высшее (специалитет), ГОУ ВПО Уральский государственный университет, 1992, филолог, преподаватель
высшее (магистр) - ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016, 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
Повышение кваллификации
- «Тьюторское сопровождение детей, находящихся на длительно м лечении: обучение, воспитание, социализация» (144 часа) с 24 ноября 2022 г. по 24 апреля 2023 г. Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», удостоверение регистрационный номер 23143/156, дата выдачи 22.05.2023
Профессиональные интересы
- Проектирование организационно-управленческих моделей образования детей, находящихся на длительном лечении.
- Особенности формирования нормативных правовых актов, регулирующих образовательный процесс в госпитальных школах.
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
- 2018, почетный знак «Нагрудный знак Губернатора Санкт-Петербурга «За милосердие»;
- 2020, победитель Всероссийского конкурса проектов педагогов по сохранению исторической и культурной памяти, номинация ««Лучший всероссийский педагогический проект с международным участием по сохранению исторической памяти»;
- 2021, победитель Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками в 2020 – 2021 гг.
- 2023, Благодарность Департамента образования и науки г. Москвы за личные заслуги в достижении высоких результатов обучающихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах города Москвы
Публикации за 2022-2023 гг.
- Зенич Н.Ю., Госпитальная школа в России: истоки и вектор развития. Правовой аспект. Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1-3 ноября 2023 г.)/ под ред. С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова, перевод: Н.М. Курикалова, Е.П. Полякова, 2023 (принята в печать)
- Зенич Н.Ю., О результатах всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Госпитальная педагогика. лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому» (V Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа 2023) / Шариков С.В., Долуев И.Ю., Гусев И.А., Зенич Н.Ю., Курикалова Н.М., Лоскутов А.Ф., Филатов А.А. / Новые исследования. 2023 (принята в печать)
- Зенич, Н.Ю. Госпитальная школа: подходы к решению проблемы кадрового обеспечения (из опыта реализации проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем») / И.Ю. Долуев, Н.Ю. Зенич // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2022. – № 7. – С. 12–19.
- Зенич Н.Ю. Особенности нормативно-правового обеспечения деятельности госпитальной школы. Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1-3 ноября 2022 г.)/ под ред. С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова, перевод: Н.М. Курикалова, Е.П. Полякова, 2022. — с.84-88
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2022 года
Поздеева
Ольга Владимировна,
младший научный сотрудник
Подробнее
Образование
- Высшее, биология
Повышение кваллификации
- Вариативность управления системой образования городских и сельских территорий (16 час.) с 19 апреля 2021г. по 20 апреля 2021 г., ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», Удостоверение, 040000268841, дата выдачи 2021г., г. Москва., рег. номер y-17927/б
- Организационно-методическое сопровождение конкурса профессионального мастерства на основе компетентностного подхода (16 час.) с 08 сентября 2023г. по 21 сентября 2023г., ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», удостоверение, 150000379302, дата выдачи 2023г., г. Москва, рег. номер y-000381/вн.
- Тьюторское сопровождение детей, находящихся на длительном лечении: обучение, воспитание, социализация, 144 ч., ГАОУ ВО «МГПУ», Институт непрерывного образования, 2023 год, удостоверение не получено, аттестация пройдена
- Современные технологии управления в социальной сфере (категория Б) (256 час.) с 15 июня 2021 г по 10 декабря 2021 г., ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», диплом о профессиональной переподготовке 500000065056, дата выдачи 10 декабря 2021 года, рег.номер 01366-2021-Д-ИУРР
- Формирование кадрового резерва для системы управления качеством образования: эффективное управление внешними и внутренними ресурсами для повышения образовательных и воспитательных результатов обучающихся, (252 час.) с 11 октября 2021 по 10 декабря 2021 года, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», диплом о профессиональной переподготовке 180000427920, дата выдачи 10 декабря 2021 г., рег. номер ПП-2167
Профессиональные интересы
- Изучение вопросов повышения качества образования, создания условий для обучения детей, находящихся на длительном лечении, нормативного регулирования вопросов организации обучения длительно болеющих детей.
Публикации за 2022-2023 гг.
- Поздеева О.В. Эффективное выстраивание межведомственного взаимодействия – условие успешной организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении
Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1-3 ноября 2023 г.) — формируется сборник - Поздеева О.В. Особенности региональной модели обеспечения прав детей, находящихся на длительном лечении, на получение качественного образования / О.В.Поздеева, Ю.В.Глазунова //Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1-3 ноября 2022 г.) / под ред. С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова, перевод: Н.М. Курикалова, Е.П. Полякова. 2022. – С.64-66.
- Поздеева О.В. Опыт реализации проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» в Забайкальском крае / О.В. Поздеева, Ю.В. Глазунова // Вестник образования Забайкалья. – 2022 — №1. – С. 46-51.
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2023 года
Научные публикации
2023 год
- Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методологические основы и эффективные практики: монография / под общ. ред. А. А. Алмазовой, Е. И. Адамян. – Москва: МПГУ, 2023. – 228 с.
- Долуев, И. Ю. Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические и гематологические заболевания / И. Ю. Долуев, Е. С. Зорина, Д. А. Соловьев // Перспективы Науки и Образования. – 2023. – №1. – С. 451-468.
- Долуев, И. Ю. Основные направления консультационной поддержки, реализуемые флагманской площадкой Проекта «УчимЗнаем» / И. Ю. Долуев, С. В. Шариков // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – №4. – С. 39–45.
- Лоскутов, А. Ф. Госпитальная педагогика как современное направление в педагогической науке / А. Ф. Лоскутов, С. В. Шариков, Е. А. Ямбург, А. Г. Румянцев // Народное образование. – 2023. – №1. – С. 166-173.
- Шариков, С. В. Госпитальная педагогика как мотивация развития прогрессивного сознания общества и социальной инклюзии / С. В. Шариков, Т. В. Волкова // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. – 2023. – №10. – С. 2–23.
2022 год
- Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы: Материалы I Межвузовской научно-практической конференции, Москва, 20–22 апреля 2022 года / Под редакцией С. В. Шарикова, Н. М. Курикаловой, А. Ф. Лоскутова. – Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт возрастной физиологии Российской академии образования. – Москва, 2022. – 96 с.
- Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методологические основы и эффективные практики: монография / под общ. ред. А. А. Алмазовой, Е. И. Адамян. – Москва: МПГУ, 2022. – 208 с.
- Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1-3 ноября 2022 г.) / под ред. С. В. Шарикова, Н. М. Курикаловой, А. Ф. Лоскутова. – Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт возрастной физиологии Российской академии образования. – Москва, 2022. – 181 с.
- Гусев, И. А. Ключевые этапы развития госпитальной педагогики в рамках модели проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» / И. А. Гусев // Наука и школа. – 2022. – № 1. – С. 149–161.
- Долуев, И. Ю. Госпитальная школа: подходы к решению проблемы кадрового обеспечения (из опыта реализации проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем») / И. Ю. Долуев, Н. Ю. Зенич // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 7. – С. 12–19.
- Долуев, И. Ю. Подготовка педагогических кадров для госпитальных школ / И. Ю. Долуев, О. А. Иванова, М. М. Шалашова, С. В. Шариков // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – Вып.2. – С. 260-263.
- Зорина, Е. С. Психолого-педагогическая практика в госпитальной школе: от первого знакомства до формирования дидактического портфеля / Е. С. Зорина // Педагогическое образование: история становления и векторы развития. материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ. Москва. – 2022. – С. 1419-1423.
2021 год
- Вагарина, В. В. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении / В. В. Вагарина, А. С. Обухов, А. А. Филатов, С. В. Шариков // Проблемы современного образования. – 2021, №. 1. – С. 17-32.
- Гусев, И. А. Управление развитием кадрового потенциала госпитальной школы: флагманская площадка проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» / И. А. Гусев // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 3, Часть 1. – С. 153–170.
- Гусев, И. А. Формирование воспитательной системы госпитальной школы: модель федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» / И. А. Гусев // Педагогическое образование: новые вызовы и цели. VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. I. – Казань: Издательство Казанского университета. – 2021. – С. 274-289.
- Куртанова, Ю. Е. Проблемы социальной реинтеграции детей после продолжительного лечения в контексте их реабилитации / Ю. Е. Куртанова, О. В. Белозерская, Н. С. Лыкова, В. Д. Щукина, Е. С. Зорина // Сборник материалов I Всероссийской конференции: Научные основы здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями. – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». – Москва, 2021. – С. 71-74.
- Лоскутов, А. Ф. Модель цифровой образовательной среды госпитальных школ / А. Ф. Лоскутов // Цифровая трансформация образования. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в эпоху развития цифрового образования: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 27 января 2021 года. Том Выпуск 5. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 29-33.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями с применением дистанционных технологий: Методические рекомендации / Под ред. С. В. Шарикова, Ю. Е. Куртановой. – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 100 с.
Филатов, А.А. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении/ В.В. Вагарина, А.С. Обухов, А.А. Филатов, С.В. Шариков //Проблемы современного образования. – 2021. – №. 1. – С. 17-32.
2020 год
- Вагарина, В. В. Профессионально-личностные позиции педагогов госпитальных школ / В. В. Вагарина, А. С. Обухов, А. А. Филатов, С. В. Шариков // Педагогика. – 2020. – Т. 84, №. 10. – С. 76-87.
- Методика расчета контрольных показателей эффективности оказания паллиативной медицинской помощи взрослым и детям. Методические рекомендации. Раздел 4. Авторский коллектив: Хальдин Р. А., Невзорова Д. В., Полевиченко Е. В., Шариков С. В. [и др.] // ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет). – Москва. – 2020. – С. 61-63.
- Рубцов, В. В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения / В. В. Рубцов, С. В. Алехина, О. В. Вихристюк [и др.] // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Т. 17, № 2. – С. 8-34.
- Суханова, Г. Н. Разработка инструментов рекрутинга госпитальных педагогов для сети госпитальных школ «УчимЗнаем» / Г. Н. Суханова, С. В. Шариков // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2020. – № 6 (51). – С. 70-77.
- Шариков, С. В. Обучение детей с прогрессирующими заболеваниями, ограничивающими продолжительность жизни. Начало пути / С. В. Шариков // Pallium: паллиативная и хосписная помощь. – 2020. – № 2(7). – С. 23-30.
- Шариков, С. В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах / С. В. Шариков // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2020. – № 40. – С. 22-42.