Институт развития ребенка

Кафедра естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин

Основные задачи Кафедры

  • Проведение на высоком профессиональном уровне учебных
    занятий, предусмотренных учебными планами по всем формам обучения, руководство самостоятельными занятиями обучающихся, проведение аттестационных мероприятий.
  • Реализация учебного процесса по закрепленным за Кафедрой дисциплинам в соответствии с утвержденными учебными планами,
    программами дисциплин.
  • Осуществление организационной, учебно-методической и научно-методической деятельности по профилю Кафедры, в том числе использования результатов научно-методической деятельности в учебном процессе.
  • Реализация политики руководства Института в области качества образования в рамках компетенции Кафедры.
  • Создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся
    в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в процессе образовательной и воспитательной деятельности.

Контакты:

Преподаватели:

Криволапчук
Игорь Альлерович

Профессор,
доктор биологических наук, доцент

Подробнее

Образование

  • Философ. Преподаватель философии., МГУ им. Ломоносова, философский факультет
  •  

Мачинская
Регина Ильинична

Профессор,
доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Подробнее

Образование

  • Психолог, преподаватель психологии (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии). Специализация — психофизиология

Профессиональные интересы

  • Когнитивная нейронаука, мозговые механизмы когнитивного развития, нейрофизиологические факторы когнитивных дефицитов у детей с трудностями обучения, мозговые механизмы регуляции когнитивной деятельности и поведения. ЭЭГ оценка индивидуальных особенностей функционального состояния головного мозга
  • Направления исследований:
    Основные фундаментальные исследования последних 5-ти лет посвящены изучению закономерностей формирования управляющих функций мозга (внимание, рабочая память, планирование) в восходящем онтогенезе от предшкольного до взрослого возраста.Прикладные исследования направлены на выявление нейрофизиологических факторов, лежащих в основе когнитивных дефицитов у детей и подростков с трудностями обучения и проблемами регуляции поведения, в том числе на оценку индивидуальных особенностей функционирования коры головного мозга и глубинных регуляторных структур.Во всех научных и прикладных исследованиях используется междисциплинарный подход, включающий анализ психометрических и/или нейропсихологических параметров когнитивной деятельности и электроэнцефалографических (ЭЭГ) показателей функционирования мозга в покое и во время решения когнитивных задачАвторским направлением в области нейрокогнитивных исследований является анализ роли модулирующих систем мозга разного уровня в формировании механизмов когнитивной деятельности. В рамках созданного направления выявлены мозговые механизмы и определены критические периоды в развитии произвольной регуляции деятельности у детей, показана роль индивидуальных особенностей функционального созревания модулирующих систем мозга в формировании избирательного внимания, рабочей памяти, зрительно-пространственных функций. Обнаружено специфическое влияние функциональной незрелости модулирующих систем мозга разного уровня на успешность обучения и особенности поведения детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Исследования в рамках этого направления способствуют выявлению мозговых основ школьной дезадаптации у детей без выраженной неврологической или психической патологии. Результаты многолетних электроэнцефалографических исследований послужили основанием для создания оригинальной экспертной системы нейрофизиологической оценки индивидуальных особенностей морфо-функционального созревания мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, на которую получено авторское свидетельство

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Медаль имени Л.С. Выготского
  • Российской академии образования,
    Нагрудный знак «За верность профессии» Министерства Просвещения РФ
  • Ведомственная награда Министерства просвещения Российской Федерации нагрудный знак «За верность профессии». Приказ Минпросвещения России от 30.10.2023 № 354/н

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Мачинская Р. И., Курганский А. В. Корнеев А.А., Ломакин Д.И. МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ В ЗАДАЧАХ НА УДЕРЖАНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ: АНАЛИЗ ССП НА ИМПЕРАТИВНЫЙ СИГНАЛ// XXIV съезд физиологического общества им. И.П. Павлова. 11–15 сентября 2023 года. Сборник тезисов съезда. Санкт-Петербург
  • Мачинская Р.И. Риски школьной неуспешности в подростковом возрасте. Нейрофизиологический анализ//Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления. Книга для учителя / Автор.-сост. В.С. Басюк. – Москва: Просвещение, 2024. С. 82-95.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Фарбер Д.А., Горев А.С., Захарова М.Н., Ломакин Д.И., Корнеев А.А. Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / Под ред. Р.И. Мачинской и Д.А. Фарбер — М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с.
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Application of principles of cultural-historical neuropsychology to the study of typical development in preschoolers // Cuadernos de Neuropsicología / Panamerican Journal of Neuropsychology — 2023, Vol. 17 Nº 2 Special Issue 116 – 124. DOI: 10.7714/CNPS/17.2.208. WOS
  • Zakharova M.N., Machinskaya R.I.//Voluntary control of cognitive activity in preschool children: age-dependent changes from ages 3-4 to 4-5 //Psychology in Russia: State of the Art. 2023. Т. 16. № 3. С. 122-131.WOS
  • Захарова, М. Н., Мачинская Р.И., Агрис А.Р. Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18. – № 3. – С. 81-91. – DOI 10.17759/chp.202218031 WOS
  • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В, Мачинская Р. И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 19. – № 2. – С. 303-322. – DOI 10.17323/1813-8918-2022-2-303-322.WOS
  • Курганский А. В., Ломакин Д. И., Корнеев А. А., Мачинская Р. И. Мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2022. – Т. 72. – № 3. – С. 387-404. – DOI 10.31857/S0044467722030066. – EDN DDRYOS. WOS
  • Soto H.H., Solovieva Yu., Pelayo G.H., Rivas Z.X., Machinskaya R., Quintanar R.L., Hazin I. NEUROPSYCHOLOGICAL AND ELECTROPHYSIOLOGICAL PROFILES IN ADOLESCENTS WITH ADHD: A QUALITATIVE APPROACH//Cultural-Historical Psychology. 2022. Т. 18. № 2. С. 32-44.WOS

Ссылка на аккаунт в elibrary

Рецензирование

  • Психологические исследования
    Член редакционного совета
  • Neuroscience and Behavioral Physiology
    Член редакционной коллегии
  • Российский журнал когнитивной науки
    Член редакционного совета
  • Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова
    Заместитель главного редактора, член редколлегии
    2003-02-01
  • Новые исследования
    Член редакционного совета

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 1993 года

Талалай
Илья Витальевич

Доцент,
кандидат психологических наук

Подробнее

Образование

  • Психолог, преподаватель психологии (со знанием английского и немецкого языков)

Профессиональные интересы

  • Когнитивная психология;
  • Психофизиология;
  • Разработка экспериментальных моделей с использованием метода электроэнцефалографии;
  • Управляющие функции;
  • Имплицитное научение;
  • Исследование мозговой организации предвосхищающего внимания на разных этапах онтогенеза.

Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация

  • Благодарственное письмо за поддержку и деятельное участие в работе II Конгресса молодых ученых (Сириус)

Публикации за 2022-2024 гг.

  • Talalay, I. V. The development of sustained, selective, and divided attention in school-age children / I. V. Talalay // Psychology in the Schools. – 2024. – Vol. Х, No. Х. – P. ХХ-ХХ (принято в печать)
  • Талалай, И. В. Оценка эффективности различных компонентов внимания у детей 13-14 лет с помощью компьютеризированной батареи тестов / И. В. Талалай // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции, Москва, 21–22 июня 2023 года / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. — Москва: ООО «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. — С. 454-458.
  • Талалай, И. В. Исследование связи между эффективностью различных компонентов внимания, использованием цифровых устройств и успеваемостью у детей 10-12 лет / И. В. Талалай // Новые исследования. – 2022. – № 1(69). – С. 56-75. – DOI 10.46742/2072-8840-2022-69-1-56-75.
  • Talalay, I. V. The Assessment of Different Types of Attention in Children Using a Computerized Test Battery / I. V. Talalay // Lurian Journal. – 2022. – Vol. 3, No. 1. – P. 29-35. – DOI 10.15826/Lurian.2022.3.1.2.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2016 года

  •  
Адамовская Оксана Николаевна

Адамовская
Оксана Николаевна,

И.о. доцента,
кандидат биологических наук

Подробнее

Образование

  • Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского, специальность биология-химия, 1991-1996
  • Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», аспирантура, 2004-2007

Повышение квалификации

  • Цифровая трансформация. Быстрый старт.Сертификат https://stepik.org/cert/1253028, Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС
  • Пожарная безопасность для руководителей и ответственных лиц.
    Удостоверение о повышении квалификации № У2023341066 от 01.11.2023, Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион»

Профессиональные интересы

  • Исследование адаптации детей и подростков к учебным нагрузкам, в том числе при использовании информационно-компьютерных технологий; нейрогуморальная регуляция когнитивной деятельности; вегетативное обеспечение рабочей памяти при запоминании эмоционально окрашенной информации; возрастная физиология сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем.

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Нейровегетативная и гуморальная регуляция когнитивной деятельности у подростков при использовании электронных устройств// Acta biomedica scientifica (Scopus) – в печати
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Компьютерные технологии в начальной школе// Методические материалы. В 5-ти частях
    Часть 2. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. — Сер. Компьютерные технологии в образовании. 2023
  • Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б. Вегетативное обеспечение рабочей памяти (РП) при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13-14 лет// Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. — С. 279.
  • Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации//Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. — С. 286-287.
  • Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В. Функциональное состояние организма школьников при использовании электронных средств обучения//Современные здоровьесберегающие технологии. 2022. — № 4. — С. 11-22.
  • Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке// Журнал медико-биологических исследований. 2022.- Т. 10. № 1. — С. 24-33.
  • Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке//Acta Biomedica Scientifica. 2022. — Т. 7. № 3. — С. 169-179.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с марта 2006 г. (2004-2007 – аспирантура)

  •  

Ломакин
Дмитрий Игоревич

Старший преподаватель

Подробнее

Образование

  • Философ. Преподаватель философии., МГУ им. Ломоносова, философский факультет

Профессиональные интересы

  • Возрастная психофизиология

Публикации за 2022-2023 гг.

  • Ломакин Д.И. Функциональное состояние мозговых систем эмоционально-мотивационной регуляции и склонность к риску у подростков // Физиология человека. 2023. Т. 49. № 5. С. 25-35.
  • Мачинская Р.И., Курганский А.В., Корнеев А.А., Ломакин Д.И. Мозговая организация рабочей памяти в задачах на удержание вербальных и зрительно-пространственных последовательностей: анализ ССП на императивный сигнал // Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. ИП Павлова. 2023. С. 522-522.
  • Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / под ред. Р. И. Мачинской, Д. А. Фарбер. — М. : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с.
    • Мачинская Р. И., Захарова М. Н., Ломакин Д. И. Глава 4. Состояние регуляторных систем мозга и эффективность произвольной регуляции деятельности у детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Нейрофизиологический и нейропсихологический анализ
    • Корнеев А. А., Ломакин Д. И., Курганский А. В. Глава 8. Сравнительное исследование зрительной рабочей памяти при решении задач на воспроизведение серийно организованной информации у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых
    • Ломакин Д. И. Глава 9. Подростковый возраст и склонность к девиантному поведению
    • Ломакин Д. И., Корнеев А. А. Глава 10. Склонность к принятию рискованных решений у подростков с признаками девиантного поведения. Экспериментально-психологическое исследование на модели решения задач с подкреплением
    • Мачинская Р. И., Захарова М. Н., Ломакин Д. И. Глава 12. Влияние функционального состояния глубинных регуляторных систем мозга на произвольную регуляцию когнитивной деятельности и поведение у подростков
  • Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 2. С. 303-322.
  • Курганский А.В., Ломакин Д.И., Корнеев А.А., Мачинская Р.И. мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2022. Т. 72. № 3. С. 387-404.

Ссылка на аккаунт в elibrary

Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2015 года

  •  

Образовательная программа:
1.5.5 Физиология человека и животных

Образовательная программа:
5.3.2 Психофизиология

График работы Кафедры

Адрес: 119121, город Москва, улица Погодинская, дом 8, корп. 2 кабинет 208

График работы кафедры: 

Четверг  10:00 – 18:00
Пятница 10:00 – 17:00

График приема заведующего кафедрой: 

Четверг 10:00 – 16:00

Доска объявлений

Скоро здесь появится  информация

Написать руководителю

*Даю согласие на обработку персональных данных
Задачи деятельности Института включают стратегическое планирование и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области комплексного развития и адаптации ребенка, а также научно-методическое сопровождение дошкольного и общего образования; создание условий для достижения целей исследований и сопровождения образования, развитие высокотехнологичной среды, совершенствование подготовки научных кадров и расширение партнерства.
Представлен широкий перечень научно-методических материалов для педагогических работников и специалистов всех уровней общего образования. Вы сможете ознакомиться с современными результатами исследований, которые можно применять в практической деятельности. Обращаем внимание на проводимые педагогические акции, фестивали и конкурсы. ИРЗАР - среда практического применения научных достижений!
Родители (законные представители) - одни из главных участников образовательных отношений. Институт развития ребенка реализует научные и инициативные проекты по просительской работе с родителями в системе дошкольного образования. В разделе представлена информация о платных консультационно-диагностических услугах и просветительские материалы, которые помогут успешному семейному воспитанию.