Учитывая мировые тенденции о персонализации образования, в лаборатории одним из направлений работы выявляется выявление, систематизация особенностей и потребностей детей, находящихся на длительном лечении, для обеспечения индивидуализации, дифференциации и персонализации их образовательных маршрутов и исполнения 273 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для получения каждым гражданином качественного и доступного образования. Выявленные особенности станут базисом создания методического обеспечения образовательного процесса.
Одним из научно-исследовательских направлений работа лаборатории является организационно-методическое сопровождение специалистов госпитальных школ, в рамках которого планируется проведение мониторинга адаптационного процесса разных групп госпитальных педагогов, определение проблем и трудностей, организация и проведение всероссийских стажировочных сессий по вопросам адаптации госпитальных педагогов к профессиональной деятельности в условиях медицинского стационара, подготовка методических рекомендаций по сопровождению специалистов в период их адаптации к новым условиям профессиональной деятельности, создание цифрового банка нормативных, методических и научных материалов по госпитальной педагогике, разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для молодых специалистов.
Долуев
Иван Юрьевич
Заведующий лабораторией, кандидат исторических наук
Контакты:
Образование
Профессиональные интересы
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Публикации за 2022-2023 гг.
Ссылка на аккаунт в elibrary
Работает в ФГБНУ «ИРЗАР» с 2022 года
Лоскутов
Александр Федорович,
ведущий научный сотрудник,
кандидат педагогических наук
Образование
Высшее: МПГУ, 080203 физика с дополнительной специальностью иностранный язык (иностранный язык)
Повышение квалификации
Профессиональные интересы
Награды и почетные звания
Медаль «Молодым ученым за успехи в науке» Российской академии образования, 2020
Грамота Департамента образования и науки города Москвы «За личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах», 2020
Министерство просвещения Российской Федерации, лауреат специального приза в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» Всероссийского конкурса «Учитель года России», 2021
Благодарность Мэра Москвы, 2023
Благодарность ФГБНУ «ИРЗАР», 2023
Почетная грамота Министерства, 2024
Просвещения Российской Федерации, 2024
Публикации
Лоскутов А.Ф. Концепция экспериментального учебно-методического комплекта по физике для госпитальных школ // Наука и школа. 2025. № 1. Часть 1. С. 210–221. DOI:10.31862/1819-463X-2025-1-1-210-221.
Российская госпитальная школа в едином образовательном пространстве : коллективная монография / И. Ю. Долуев, Е. С. Зорина, Н. М. Курикалова, А. Ф. Лоскутов. – Москва : Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 109», 2024. – 65 с. – ISBN 978-5-605-04337-9. – EDN OYWCAT.
Лоскутов, А. Ф. Госпитальная педагогика: методологические подходы / А. Ф. Лоскутов // Народное образование. – 2024. – № 3(1506). – С. 75-84. – EDN DXOCJT.
Лоскутов, А. Ф. Урок как основная форма организации обучения в современной госпитальной школе / А. Ф. Лоскутов // Школа будущего. – 2024. – № 4. – С. 6-21. – DOI 10.55090/19964552_2024_4_6_21. – EDN LBLXZQ.
Лоскутов, А. Ф. Оценивание образовательных результатов по физике учащихся госпитальных школ / А. Ф. Лоскутов // Физика в школе. – 2023. – № 2. – С. 20-25. – DOI 10.47639/0130-5522_2023_2_20. – EDN EPCQOD.
Лоскутов А.Ф., Долуев И.Ю. Методические материалы: Госпитальная педагогика. Обучение длительно болеющих детей. — Москва: ФГБНУ «ИВФ РАО», 2023. – 26 с.
Лоскутов А.Ф., Абаева Д.А. Входной контроль подготовки и проверка результатов обучения детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях (на примере физики) – Москва : Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», 2024. – 24 с. – ISBN 978-5-605-04335-5. – EDN IQQGQU.
Лоскутов А.Ф., Долуев И.Ю., Гусев И.А., Курикалова Н.М. Опыт сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» / Школа будущего. 2023. — № 3. – С. 28-37.
Лоскутов А.Ф., Шариков С.В., Ямбург Е.А., Румянцев А.Г. Госпитальная педагогика — современное направление в педагогической науке / Народное образование. – 2023. – № 1(1496). – С. 166-172.
Медведева, А. С. Смешанное обучение в практике госпитальных школ / А. С. Медведева, А. Ф. Лоскутов // Школа будущего. – 2024. – № 3. – С. 72-83. – DOI 10.55090/19964552_2024_3_72_83. – EDN ETQGXH.
Лоскутов, А.Ф. Оценивание образовательных результатов по физике учащихся госпитальных школ / А. Ф. Лоскутов // Физика в школе. – 2023. – № 2. – С. 20-25.
Лоскутов, А.Ф. К вопросу о дидактических принципах в госпитальной педагогике / А. Ф. Лоскутов // Школа будущего. 2023. – № 4.
Лоскутов, А. Ф. Обеспечение непрерывности обучения физике школьников, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений / А. Ф. Лоскутов, Н. С. Пурышева // Наука и школа. — 2022. — No 1. — С. 134–148. — DOI 10.31862/1819-463X-2022-1-134-148. — EDN MZOSSZ.
Лоскутов, А.Ф. Проблема преодоления трудностей в обучении физике учащихся госпитальных школ / Физика в системе современного образования (ФССО-2023) : Материалы XVII Международной конференции. 27–30 июня 2023 г., Санкт-Петербург / под ред., Л. А. Ларченковой. — Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023.
Абаева Д.А., Лоскутов А.Ф. Входной контроль подготовки по физике учащихся госпитальной школы // Школа будущего. – 2022. – № 4. – С. 134-140. DOI 10.55090/19964552_2022_4_134_140.
Глезь А.М., Лоскутов А.Ф. Цифровые образовательные ресурсы как способ повышения познавательной мотивации на уроках литературы в госпитальной школе // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2022.№3-22 – С. 78-88.
Ссылка на аккаунт в elibrary
https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=1079392
Курикалова
Наталия Михайловна,
старший научный сотрудник, кандидат филологических наук
Образование
Высшее: Житомирский педагогический университет
Награды и почетные звания
Грамота Департамента образования и науки города Москвы «За личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах», 2020
Министерство просвещения Российской Федерации, лауреат специального приза в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» Всероссийского конкурса «Учитель года России», 2020
Лауреат премии города Москвы в области образования «За большой вклад в работу по обучению детей, получающих паллиативную помощь в благотворительном медицинском частном учреждении «Детский хоспис», в рамках реализации социально-образовательного проекта «УчимЗнаем», 2021
Публикации
Долуев И.Ю., Гусев И.А., Курикалова Н.М., Лоскутов А.Ф. О результатах I межвузовской научно-практической конференции «актуальные исследования в области госпитальной педагогики. формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы» // Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы. Материалы I Межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова. Москва, 2022. С. 12-25.
Обухов, А.С., Суханова, Г.Н., Курикалова, Н.М. Обучение студентов майнора методам развития читательской грамотности учащихся, находящихся на длительном лечении в медучреждении //Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: Проблемы, лучшие практики и перспективы: Материалы I Межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова. 2022. С. 51-56
Ямбург Е.А., Курикалова Н.М., Возвращаясь к истокам // Народное образование. 2023. №3 С. 165-168
Лоскутов А.Ф., Долуев И.Ю., Гусев И.А., Курикалова Н.М. Опыт сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» //Школа будущего. 2023. №3. С. 28-37
Курикалова Н.М., Обухов А.С., Суханова Г.Н., Шариков С.В. Вовлечение студентов непедагогических специальностей в создание дидактических материалов для развития читательской грамотности учеников госпитальных школ // Новые исследования в образовании. 2024. №2. С. 217-227
Курикалова Н.М., Обухов А.С. Задания по созданию дидактических материалов для развития читательской грамотности учеников госпитальных школ // Новые исследования в образовании. 2024. №3. С. 154-167
Ссылка на аккаунт в elibrary
https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=1231548
Гусев
Иван Алексеевич,
научный сотрудник
Образование
Высшее: Московский педагогический государственный университет, 2015 (география с дополнительной специальностью иностранный язык (французский)
Повышение квалификации
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Специалист в области государственного и муниципального управления с правом ведения профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, 510 ч., 2022 г.
Московский городской педагогический университет, повышение квалификации, «Основы тьюторского сопровождения детей, находящихся на длительном лечении», 48 ч, 2024 г.
Награды и почетные звания
Публикации
Гусев И. А. Ключевые этапы развития госпитальной педагогики в рамках модели проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» // Наука и школа. 2022. № 1. С. 149-161.
Гусев И.А. Пятая четверть в современной госпитальной школе // Народное образование. 2023. №2 С. 32-41
Лоскутов А.Ф., Долуев И.Ю., Гусев И.А., Курикалова Н.М. Опыт сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» // Школа будущего. 2023. №3. С. 28-37
Гусев И.А. Теоретико-методологические основания воспитательной деятельности с детьми, нуждающихся в длительном лечении // Школа будущего. 2023. №5. С. 190-207
Гусев И.А., Шариков С.В. Особенности семейного воспитания детей, находящихся на длительном лечении в условиях медицинского стационара // Народное образование. 2024. №1 С. 192-203
Гусев И.А., Долуев И.Ю., Зорина Е.С., Соловьев Д.А. Карта индивидуальных особых потребностей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, как инструмент построения образовательного маршрута ученика госпитальной школы: выявление психолого-педагогических характеристик // Перспективы Науки и Образования. 2024. №2. С. 488-512
Ссылка на аккаунт в elibrary
https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=1101113
Смирнова
Лилия Ильдаровна,
младший научный сотрудник
Образование
Педагогический колледж №10 Московского комитета образования (25 июня 2001 г., диплом с отличием). Квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с ЗПР и с отклонениями в интеллектуальном и речевом развитии». Специальность: Специальное дошкольное образование;
Московский педагогический государственный университет. Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, по специальности «Дошкольная педагогика и психология», 2004 г., диплом с отличием Наименование направления подготовки и (или) специальности: Дошкольная педагогика и психология; Преподаватель дошкольной педагогики и психологии
Повышение квалификации
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Специалист в области государственного и муниципального управления с правом ведения профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, 510 ч., 2022 г.
Московский городской педагогический университет, повышение квалификации, «Основы тьюторского сопровождения детей, находящихся на длительном лечении», 48 ч, 2024 г.
Награды и почетные звания
Публикации
«Опыт дистанционной работы с детьми дошкольного возраста, находящимися на длительном лечении, на примере конспекта занятия «Народные промыслы: русская матрёшка». Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями с применением дистанционных технологий: методические рекомендации / Под ред. С.В. Шарикова, Ю.Е. Куртановой. – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 100 с. ISBN 978-5-94051-227-1
“Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста, находящихся на длительном лечении”. Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: лучшие практики и перспективы: Материалы I Межвузовской научно-практической конференции (Москва, 20-22 апреля 2022 г.) / под ред. С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова. — Москва, 2022. — 140 с.
Филатов
Артём Алексеевич,
младший научный сотрудник
Образование
Магистр государственного управления: Экономика и управление образованием 2018 – 2020 гг.
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (ВШЭ) – Москва, Диссертация на тему «Организационное сопровождение процесса открытия госпитальных школ в регионах РФ (на примере школ проекта «УчимЗнаем»)»
Бакалавр: Менеджмент качества, Дипломная работа на тему «Система менеджмента качества как средство повышения эффективности венчурного инвестирования», максимальная оценка 2014 – 2018 гг. Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) — Москва, диплом с отличием.
Дополнительное образование
МГПУ (2021) (Институт непрерывного образования, Специальность: Тьюторское сопровождение, Тьютор)
Профессиональные интересы
Публикации
Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении/ В.В. Вагарина, А.С. Обухов, А.А. Филатов, С.В. Шариков //Проблемы современного образования. – 2021 – №. 1 – С. 17-32.
Профессионально-личностные позиции педагогов госпитальных школ/ В.В. Вагарина, А.С. Обухов, А.А. Филатов, С.В Шариков //Педагогика. – 2020 – Т. 84 – №. 10 – С. 76-87.
О результатах Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому» (V Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» — Заботливая школа — 2023) / С.В. Шариков, И.Ю. Долуев, И.А. Гусев, Н.М., А.Ф. Лоскутов, Н.М. Курикалова Н.Ю. Зенич, Д.А. Соловьев, А.А. Филатов // Новые исследования, 2023. – №4. – С. 79-83.
Ссылка на аккаунт в elibrary
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1232153
Поздеева
Ольга Владимировна,
младший научный сотрудник
Образование
Высшее: Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского, 2006 г. Специальность «Биология», квалификация «Учитель биологии».
Повышение квалификации
АНО ДПО Учебно-методический центр «Юнитал –М». «Пожарная безопасность для руководителей организаций», 72 ч., 2024
ООО «Экспертно-образовательный центр «Ника». «Обучение работников правилам по оказанию первой помощи пострадавшим», 16 ч., 2024
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», 144ч «Тьюторское сопровождение детей, находящихся на длительном лечении: обучение, воспитание, социализация», 2023
ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», 16 ч., «Организационно-методическое сопровождение конкурса профессионального мастерства на основе компетентностного подхода», 2023
Награды, поощрения, достижения, дополнительная информация
Благодарность ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», 2023
Отличник просвещения Российской Федерации, 2022
Премия «Будем жить!» ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!», 2022
Почетная грамота Министерства образования и науки Забайкальского края, 2019
Благодарность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, 2017
Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2017
Публикации
Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2024
Особенности реализации российской модели госпитальной школы «УчимЗнаем» Бабенков Н.Д., Гусев И.А., Долуев И.Ю., Дрига К.Е., Зорина Е.С., Канева Л.И., Канев О.А., Курикалова Н.М., Лоскутов А.Ф., Поздеева О.В., Филатов А.А. учебное пособие (курс лекций)/ Москва, 2024
Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2023
Поздеева О.В. Эффективное выстраивание межведомственного взаимодействия – условие успешной организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении
Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2022
Поздеева О.В., Глазунова Ю.В. Особенности региональной модели обеспечения прав детей, находящихся на длительном лечении, на получение качественного образования.
Поздеева О.В., Глазунова Ю.В. Качественное образование в медицинском учреждении: опыт региона. Научно-методический журнал «Педагогическое обозрение», №4, 2022
Поздеева О.В., Глазунова Ю.В., Опыт реализации проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» в Забайкальском крае. Вестник образования Забайкалья, №1, 2022.
Канев
Олег Александрович,
аналитик
Образование
Данные о повышении квалификации:
Награды и почетные звания:
Публикации за последние три года:
Шаповалова
Таисия Павловна,
аналитик
Образование
Зорина
Екатерина Сергеевна,
старший научный сотрудник, кандидат психологических наук
Лоскутов
Александр Федорович,
ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук
Госпитальная школа в рамках Проекта «УчимЗнаем» — это полноценная и настоящая школа, в которой педагоги ежедневно работают в крупных медицинских стационарах для того, чтобы никакая болезнь не помешала уверенному ходу жизни учеников – пациентов детских больниц, не прерывала связи с одноклассниками и друзьями, не остановила развитие. Таким образом реализуется конституционное право детей на получение полноценного, качественного и доступного общего и дополнительного образования.
За десять лет госпитальная педагогика как направление педагогической науки в России благодаря Проекту «УчимЗнаем» стала отдельным большим направлением в области образования, жизненную необходимость которого отмечают ведущие эксперты, включая Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова.
Осмысление эмпирической базы, полученной в результате научного анализа педагогической практики работы с детьми, находящимися на длительном лечении в медицинских организациях и на дому, формирует сегодня перспективные направления современных исследований в области госпитальной педагогики.
С января 2022 года по инициативе Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» была открыта лаборатория междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики.
кандидат исторических наук, руководитель лаборатории госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», заместитель руководителя проектного офиса, руководитель проектной группы «Развитие» (ССП ГБОУ Школа № 109)
Вклад Долуева Ивана Юрьевича состоит в:
научный сотрудник лаборатории госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», заместитель директора ГБОУ Школа № 109 по ССП «Госпитальная школа «УчимЗнаем»
Вклад Гусева Ивана Алексеевича состоит:
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», руководитель службы развития кадрового потенциала флагманской площадки проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»
Вклад Лоскутова Александра Федоровича состоит:
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», методист проектного офиса проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»
Вклад Курикаловой Наталии Михайловны состоит:
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», ведущий специалист проектного офиса проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»
Вклад Зориной Екатерины Сергеевны состоит:
младший научный сотрудник лаборатории госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР», заместитель руководителя проектной группы «Развитие» (ССП ГБОУ Школа № 109).
Вклад Филатова Артема Алексеевича состоит:
При участии сотрудников лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики Минпросвещения России совместно с Минздравом России и проектом госпитальных школ России «УчимЗнаем» разработаны разъяснения по вопросам обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях. В документе учтены изменения нормативного правового поля и отражена педагогическая практика госпитальных школ, действующих в регионах страны. Это позволит сохранить единое образовательное пространство для этой категории ребят, дать им возможность осваивать основные и дополнительные программы обучения. Он также будет актуален для оказания методической поддержки педагогам, социальным работникам, руководителям образовательных и медицинских организаций, представителям органов исполнительной власти и родителям учащихся.
Общая цель исследований лаборатории: выявление основополагающих факторов, формирующих эффективную комплексную медико-социо-психолого-педагогическую реабилитацию длительно болеющих детей дошкольного и школьного возраста.
За 3 года работы лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики сотрудниками были опубликованы более 100 научных работ, проведено более 120 выступлений на ведущих международных и всероссийских научных конференциях, форумах, симпозиумах, семинарах. Было реализовано 7 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации общей трудоемкостью 390 часов. Проведено 3 всероссийских конференции с международным участием «УчимЗнаем» — Заботливая школа, участниками которых стали более 10000 специалистов в области обучения и воспитания детей, находящихся на длительном и тяжелом лечении в медицинских учреждениях. Представленный опыт был признан уникальным и значимым для дальнейшего развития образования на мировом уровне.
В 2022 году разработана и апробирована карта индивидуальных особых потребностей длительно болеющих детей и проведено научное обоснование. Карта позволяет ориентироваться на личностные особенности ребенка, позволяет интегрировать медицинские, психологические, социальные, академические данные обучения, задать параметры текущего образовательного процесса с учетом целевых, содержательных и технологических составляющих. Осуществлена разработка программ повышения квалификации для педагогических кадров госпитальных школ и проведена апробация программ в Российской Федерации и в странах СНГ.
В 2023 году была разработана российская модель госпитальных школ. Разработаны и приняты Минпросвещения и Минздравом РФ Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным программам и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях.
В 2024 году прошла научная апробация и экспертиза российской модели госпитальной школы в 34 субъектах РФ, проведен мониторинг актуального состояния региональных потребностей в кадровом обеспечении госпитальных школ, опубликовано учебное пособие (курс лекций), опубликована коллективная монография «Российская госпитальная школа в едином образовательном пространстве», Подготовлены рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ по актуализации порядков в соответствии с Разъяснениями, собрана база данных «Характеристики обучающихся, находящихся на длительном лечении.
Результаты исследований использованы при разработке и реализации магистерской программы по направлению подготовки «Госпитальная педагогика» в МПГУ, магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями» в МГППУ, интегрированных программ дополнительного образования родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, в том числе «Тьюторское сопровождение детей, находящихся на длительном лечении: обучение, воспитание, социализация» МГПУ.
Теоретические результаты исследований, проводимых в лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики могут быть использованы в госпитальных школах при разработке методики обучения по отдельным учебным дисциплинам и создании новых учебных и методических пособий для современной госпитальной школы.
Результаты научных исследований могут быть использованы при разработке магистерских программ в ведущих педагогических и психолого-педагогических университетах.
Научные труды сотрудников лаборатории задают перспективы дальнейших исследований в области госпитальной педагогики, способствуя ее дальнейшему развитию как отдельной области педагогической науки, вносят вклад в подготовку научных и научно-педагогических кадров.
Филатов, А.А. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении/ В.В. Вагарина, А.С. Обухов, А.А. Филатов, С.В. Шариков //Проблемы современного образования. – 2021. – №. 1. – С. 17-32.
© 2025 г. Все права защищены